Колантаев Юрий
Летная книжка. 08.04. 1992г. Мне приказ перегнать самолет Су-17М3 с нашего аэродрома Чкаловск в Калининграде на ремонтный завод в город Барановичи Беларусь. Такой перелет был не первым, но до этого получалось так, что один самолет пригоняли в Барановичи на ремонт, а обратно, после ремонта забирали другой самолет и опять домой. Вообще без проблем. А в этот раз забирать было нечего, поэтому добираться домой надо было своим ходом, поездом. Поэтому летел туда в джинсах, кроссовках, только на футболку летная курточка от комбеза. Для ЗШ и подвесной системы взял сумку от ВМСК (высотный морской спасательный костюм). Достаточно вместительный брезентовый мешок.
Прилетел. Сдал самолет. Приехал на вокзал, купил билет. Не помню точно, но ходил какой-то поезд прямо до Калининграда. Вечером сел, к утру доехал. Всё хорошо. По времени командировка заняла сутки.
И вот 08.06 1992г. То есть ровно через два месяца опять аналогичное задание. Маршрут Чкаловск – Барановичи. Всё аналогично. Всё кроме того, что распался СССР. И в связи с этим произошли такие события.
Долетел до Барановичей без проблем, сел, пообедал в летной столовой (выдавались такие продовольственные талоны для возможности питания на других аэродромах ВС: завтрак, обед, ужин. Они даже по цвету различались. Кто помнит). Интересный момент. На аэродроме Барановичей базировались два полка: истребители и то-ли бомбардировщики, то-ли дальники. И столовых было две. Так вот у этих дальников-бомбёров кормили вкуснее. Уже тогда там практиковался так называемый «шведский» стол. Правда только для зелени и салатов. Но и это было здорово. Замечательная была заведующая столовой.
Ну вот. Как и два месяца ранее поехал на ЖД вокзал. Не доезжая до вокзала, вышел с троллейбуса, зашел в продовольственный магазин и купил две палки вареной, вероятно докторской колбасы (к сожалению, в Калининграде это был дефицит). Пришел на вокзал. Подхожу к кассе. – Мне билет до Калининграда. – А такого поезда нет. – Как нет. Я два месяца назад ездил. – А теперь нет, отменили. Раздел СССР.
Спрашиваю: - Девушка подскажите, как добраться до Калининграда? - Ну.. Сначала до Минска, а там….??? - Ладно давайте билет до Минска. - Хорошо…
И она называет цену на билет такую, которую я два месяца назад заплатил за билет до Калининграда.
Но, я перед этой командировкой то всё рассчитал. Я же проделывал этот путь два месяца назад. И денег брал в расчёте по прошлому опыту. Не помню точно, но очень по моему неправильная была система: ты в командировке тратишь свои деньги, а потом по прибытии в часть, при предъявлении финансовых (отчетных) документов тебе их возвращают. Но так-как в 90-е годы военные летчики не жировали, я взял с собой денег по минимуму, ссылаясь на опыт 2-х месячной давности.
Ну, что делать, взял билет на поезд до Минска. Понял, что оставшихся денег мне не хватит, чтобы добраться до дома. Что делать???. Вот Вы бы что сделали? Ну а я пошел в магазин, где 30 минут назад купил 2 палки докторской колбасы и попросил продавщицу взять у меня их обратно, объяснив ситуацию. Она не согласилась. Но одна женщина, стоявшая в очереди и слышавшая наш с продавщицей разговор, сказала: – Молодой человек я у вас куплю.
Слава богу, уехал в ночь.
Доехал до Минска утром. В кассу. – Мне до Калининграда. - Места только купейные. - Сколько?
Хотя уже знаю, что денег не хватит. – Столько-то. – Как ещё можно добраться? – Есть электричка до Вильнюса. – Когда? – Вечером.
Пришлось сидеть целый день на вокзале и питаться пирожками. Не помню точно, но где-то в 10 вечера электричка. На неё денег хватило. В Вильнюс прибыли ближе к утру. Опять в кассу. Поезд на Калининград в 6 вечера. Билеты пока не продают. Подходите часам к 16-ти. - А сколько до Калининграда? – Блин всё равно не хватает. Ладно, возьму до ближайшей российской станции, до Нестерова. А там…там посмотрим.
И вот, гвардии майор, летчик первого класса морской штурмовой авиации, с трёхсуточной щетиной, со странным брезентовым мешком, с не выспавшейся рожей сидит на вокзале Вильнюса вызывая нездоровый интерес окружающих.
В районе 16-ти часов у кассы началось сначала оживление, потом столпотворение. Встал в очередь. Хотя это была, пожалуй, не совсем очередь, толпа. И вот в этой толпе - очереди рядом со мной оказалась Девушка. Достаточно милая и симпатичная.
Я до сих пор не понимаю, что и как это произошло, какое впечатление произвел на неё небритый, не выспавшийся и вероятно с мешками под глазами человек с брезентовым мешком, но она спросила: – Вы тоже в Калининград? Я ответил честно: - Да. Но до Калининграда наверно не доеду, не хватает.
И Она говорит: – Давайте я возьму билет вам. А Вы посидите, нет смысла вместе толкаться.
Я сел на лавку и даже немного задремал. Она меня разбудила. – Вот ваш билет до Калининграда. - Боже. Милая Девушка, как вас зовут? - Лида. - Я Юрий. – Лида дайте мне свой адрес, мне нужно будет отдать Вам долг. И спасибо.
Она написала. До поезда еще час. И вагоны общие. Кто не занял место, тот стоит. А ехать около 6 часов. Она ушла.
Не помню, объявляли ли посадку на поезд, но увидев, что народ засуетился я тоже за ними. Нашел вагон. Я же говорил, что в то время были общие вагоны. Народу как селедки в банке. И вот, иду я по проходу вагона пытаясь найти куда бы приткнуться и…
- Юра. Идите сюда. Я вам место заняла. Прекрасное сидячее место на нижней полке.
В Калининград приехали около 12 ночи. Последние троллейбусы. Ей на №5 на Московский проспект. Мне на №2 до Чкаловского поворота. У Неё сумка. Я просто обязан был её донести. Хотя бы до троллейбуса. Мы сели на №5. И я прекрасно понимаю, что это последние троллейбусы, что, наверное, мне придется идти до Чкаловска пешком, через весь город километров 10, и к утру я возможно приду.
Но вот перед поворотом троллейбуса №5 на Московский проспект я вижу, что за нами едет МОЙ троллейбус №2. Принял решение. Попрощался с Лидой. На остановке успел перебежать свой троллейбус. Последний пассажир. И около часа ночи я дома.
Тогда не было мобильных телефонов. Я не мог сообщить семье о том, что со мной происходит. Конечно, волновались жена, дочка. В прошлый раз в апреле за сутки обернулся, а тут трое. Жене всё рассказал о своих приключениях.
На следующий день поехал по адресу на Московский проспект. Купил большой букет цветов. Пришел к Лиде. Отдал долг и цветы.
Ведь о чем речь. Вот я до сих пор считаю эту Девушку Святой. Я не просто так писал ЕЁ с Большой буквы. Есть, были такие люди в России. Русские люди. Вот так просто, в чужом городе и даже, тогда уже в чужой стране помочь абсолютно незнакомому человеку. Причем, на тот момент, совсем не праздничной внешности. Купить билет, занять место в поезде. Вот прошло 40 лет… я не представляю, чтобы я делал в той ситуации, не будь её. Ну и та женщина в Барановичах, в магазине, которая поняла меня и взяла (купила) у меня эту колбасу. В то время ещё не оскудела Русская земля ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ.
Вторая похожая история.
В 1996 г. приобрел я первый я свой первый автомобиль Хонда Сивик 1984 г. выпуска всего за 350 $. Тогда в Калининградской области была свободная экономическая зона. Правда автомобиль без растаможки и без права продажи в РФ. И вот в свой отпуск я решил с дочкой поехать к моей маме в Смоленскую область на автомобиле. Доехали нормально. Погостили. Возвращаемся обратно. В Могилеве на окружной дороге видно был ремонт дороги, но никаких знаков предупреждения, что достаточно странно для Беларуси. Был выдолблен достаточно большой участок асфальта. И вот я влетаю в этот участок и, по неопытности, жму на тормоз. Если бы не тормозил, вероятно, бы пролетел. Ну а так – шины двух передних колёс порвались об острый край этой выдолблены. Вышли с дочкой из машины. Запаска то одна. То, что была ещё проблема с установкой домкрата (машина села очень низко) это ладно, с трудом, но справились. Одно колесо поменяли. Снял второе. Вспомнил, что проезжая по Могилеву видел Автосервис. Взял колесо. Перешли с дочкой на другую сторону дороги. А я был одет: спортивные штаны и футболка. Карманов нет. У дочки (ей было 11 лет) была маленькая такая детская сумочка. Я говорю: – Таня давай мы к тебе в сумку положим документы, деньги.
Так и сделали. Тормозим машины, чтобы довезли до автосервиса. Из легковушек никто не останавливается. И вот дальнобойщик на фуре. Остановился. – Что случилось? – Да вот. - Садитесь.
Подсаживаю Таню, затем колесо, сажусь сам. Объясняю, что где то тут есть автосервис. Я не запомнил марку его тягача, но между водителем и пассажирским сидением была широкая перегородка. Он довез нас до места. Денег не взял!!! Вылезли мы с дочкой и колесом. Он поехал дальше. Затаскиваю колесо в сервис. Там и резину продают. Выбираю. Говорю Тане: – Давай сумочку, деньги возьму.
Оборачиваюсь на неё… У неё слёзы градом. – Папа я сумку в фуре оставила на перегородке.
Вот это сюжет… Ни денег, ни документов, в чужом городе, в другой стране. Остановил таксиста, мол, давай попробуем догнать фуру, которая поехала куда-то туда, но денег нет, но если догоним то…
Это пожалуй самая тяжелая ситуация которая произошла в моей жизни. Были и другие, и та о которой я писал выше. Но там я был один, и отвечал только за себя. А тут с дочкой одинадцати лет. Никому не желаю такого. Ну что делать. Просто сели на обочине на пробитое колесо. А вдруг ???, ну может ???
Да!!! Минут через 15 подъезжает эта фура. - Етит вашу мать. Хорошо, что сумка лежала на перегородке, и я её заметил. А если бы она упала на пол в пассажирском отделении? И я блин не на легковушке мотаться здесь туда-сюда.
Как я его благодарил… Вот везет мне на хороших людей.
Ну что. Купили резину. Обули колесо. На такси доехали до автомобиля. Колесо поставили. До Калининграда доехали без проблем.
Это о хороших людях. Я не помню имени этого водителя. Да мы и не знакомились. Но до сих пор встречаясь с дочкой, мы вспоминаем этот случай, вздрагиваем от мысли, что было бы, если бы не он, и говорим – Повезло нам с хорошим человеком.