В подмосковном Серпухове есть замечательный историко-художественный музей. Он был основан сразу после революции в 1918 году в особняке текстильных фабрикантов Мараевых. Особняк, кстати, построен в конце 19 века по проекту знаменитого архитектора Р.И.Клейна (автор ЦУМа и других известных зданий в Москве).
Основой собрания музея стала коллекция Анны Васильевны Мараевой . Большой ценительницей искусства она не была, но помогла остро нуждающемуся в деньгах В.Ю. Мерлину - выкупила его коллекцию западноевропейских мастеров 16-19 веков и русских авторов 17-19 веков - 377 картин и графики. В 1923-1925 годах музей получил из Москвы еще 127 экспонатов. Сегодня в Серпуховском музее есть работы Г.И. Семирадского, К.Е. Маковского, И.К. Айвазовского, А.К.Саврасова, И.И. Шишкина, В.М. и А.М. Васнецовых, А.К. Коровина и многих других.
Выставка "Образ и смысл: Голландская живопись 17 века из музеев и частных собраний России" в Серпуховском историко-художественном музее
Вадим Анатольевич Садков -доктор искусствоведения, профессор, заведующий Отделом искусства Старых мастеров ГМИИ им. А.С Пушкина - выступил куратором выставки голландской живописи 17 века в Серпухове. На выставке представлено более 70 картин - лучшие и наиболее характерные образцы "золотого" века голландской живописи.
Образы и их смыслы зашифрованные в каждой картине голландцев 16-17 веков, но прочесть их самостоятельно без соответствующих знаний и подготовки практически невозможно.
Например, в образе Венеры(Афродиты) художники часто изображали своих возлюбленных или жен заказчика. Древней богине любви и красоты принадлежат разные атрибуты: голуби - священные птицы Венеры, впряженные в ее небесную колесницу, жемчуг - напоминание о ее рождении из моря, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт.
На картине "Кухня" одновременно можно увидеть и черты натюрморта, и бытового жанра, и интерьера. Символов и смыслов здесь также множество. Прежде всего это аллегории 4-х стихий: огонь в камине, вода в тазах и тарелках, рыба тоже признанный символ воды)). Земля представлена в виде ее плодов, а попугай на двери - символ воздуха.
Сочетание представителей флоры и фауны на картине "Цветы, фрукты и обезьяна" - символизирует бренность и греховность земной жизни. А обезьяна с персиком - символ первородного греха.
Скрытый символизм голландских натюрмортов 17 века заключал с себе целую картину мира. Спелые фрукты говорят нам о богатстве и достатке, увядающие листья - о скоротечности времени и бренности бытия. ну а золотой перстень - зашифрованная "подпись" Питера де Ринга (ring -кольцо).