Найти тему

"Свобода из ящика" (Про магазин и итальянского анархиста).

Когда делился своими книжками, я упоминал, что за пополнением своей библиотеки наезжаю периодически в Иркутск - как в город близкий и по расстоянию, и по духу, и по наличию в нём отличных букинистических магазинов.

Расскажу чуть-чуть об одном из них, а заодно - немного о книге, что привёз из недавней поездки "в гости".

...

BookBox - небольшой, но очень интересный магазинчик, находящийся практически в центре Иркутска. Кому будет по пути, пожалуйста: улица Карла-Либкнехта 72, по понедельникам - отдыхают.

Bookbox138 at Taplink

Магазин полностью соответствует своему названию - "книжный ящик", этакая небольшая коробка, набитая книжками. Всего одна комната - зато от пола до потолка заставлена книгами. Красота!

Важен этот магазин для меня тем, что там есть разделы с очень актуальной, но специфической литературой: хорошие книги по истории, литературоведению, культурологии, социологии, философии. Качественные биографии мыслителей, идеологов, теоретиков - в основном, да, "левого" толка. Работы по анархизму, которые сейчас есть не везде и не всегда. А там - частенько.

И вот на одну из таких книг я наткнулся.

Итальянский анархист Амедео Бертоло - именно его книгу я привёз из недавней поездки. Он являлся одной из ключевых фигур европейского либертарного движения. В 2018-м году издательство "Чёрный квадрат" выпустило сборник его статей - «Оставим пессимизм до лучших времен. Переосмысляя анархизм». Среди десятка статей, хочется остановиться и тезисно изложить одну. Сейчас меня это волнует.

Статья называется "Фанатики свободы", 1989-го. Понятно, речь в ней пойдёт о свободе, о попытке осмыслить её. Как-то назвать. Как и для любого политического, идейного течения, анархизму важно "уметь" давать определения, вот Бертоло и старается это сделать.

Итальянский мыслитель сетует: "на свет появилась целая лавина ссылок на свободу, ещё более обесценивающих её по мере нарастания частоты их использования, несущих риск чудовищного уровня инфляции этого понятия в лексиконе политических надежд эры постленинизма. В случае с выпуском бумажных денег их избыточное количество ведёт к девальвации стоимости, а сейчас семантическая ценность слова "свобода" рискует упасть столь же резко <...> Недавно даже правое крыло Итальянского социального движения назвало себя "Фашизм и свобода" - видимо, в качестве образчика чёрного юмора". Но что же тогда есть понятие "свободы", что стоит за этим понятием? Будем разбираться вместе с Амедео Бертоло.

...

Для начала, зачем это? Какая разница, как понимать свободу, тем более, если свобода - очень разная для разных. Для одних - возможность пить пиво в неположенном месте, для других - отстаивать свою позицию в пикете. Бертоло, рассуждая с точки зрения анархизма, разъясняет, что важность чёткого понимания этого слова - это возможность утвердить ценность свободы, утвердить понимание свободы как одной из главных целей борьбы. Чётко проговаривая, что есть свобода для анархизма, можно находить точки соприкосновения даже с представителями иных взглядов - они будут знать, что именно анархизм подразумевает под свободой, а что в это понятие не вкладывает. Так будет выстраиваться диалог.

Бертоло пытается объяснить несколько "уровней свободы" - что-то относится к биологии, что-то уже к культуре и социуму.

...

Сначала - о возможностях свободы уровня биологического. И тут начинаются проблемы. Биология - как заданная характеристика, ограничивает, ставит рамки. Реальность такова и не какова иначе. "Если реальность сводить исключительно к детерминистским отношениям, как вообще может существовать и быть мыслима свобода?" - спрашивает Бертоло. И дальше: "Если всё детерминировано, тогда свобода выбора - любого выбора - исключительно кажущаяся". Чтобы мы не едали, не выбирали - мы зависимы. От причин, от заданных биологией рамок, от реальности, наконец. Но Бертоло оставляет лазейку - случайность. Именно случайность способна потеснить детерминизм, порвать причинно-следственные связи, пошатнуть рамки. "Действительность представляет собой, на различных уровнях организации, случайные разрывы в причинно-следственной цепочке". То есть: всё детерминировано. Но и всё случайно. Вот только, выходит, мы не свободны - мы или зависимы от рамок биологии и реальности, или от элемента случая?

И, да: "естественно, это ещё не свобода" - пишет Бертоло. Но всё, о чём говорилось выше, может "рассматриваться в качестве предварительных условий свободы, логически необходимых для возникновения свободы на человеческом, т.е. социокультурном уровне". И мы переходим дальше.

...

"За биологическим уровнем в перспективе естественной истории возникает уровень социокультурный, то есть уровень собственно человеческий. Именно здесь свобода возникает как новое измерение реальности, протискиваясь между случайностью и причинностью. Свобода <...> - это самоопределение".

Такая свобода - "ещё не свобода-ценность" - размышляет Бертоло. "Свобода не является самостоятельной ценностью. Ни одна ценность в какой бы то ни было аксиологической системе не является автономной от других ценностей <...> но есть системы ценностей, связанных друг с другом". Всё это верно и для анархизма, чья основа корнями уходит в Liberte, Egalite, Fraternite. Конечно, это: свобода, равенство, братство.

...

И так, сводя эти ценности то попарно, то воедино, Бертоло излагает систему, где равенство подразумевает право на разнообразие каждому, а братство больше звучит как солидарность (да и нравится мне лично так больше). На путях "поиска" свободы, итальянский мыслитель постепенно формулирует очень анархистскую концепцию: общество должно быть сильным. Сильным, состоящим из отдельных человеческих личностей, способных и сосуществовать рядом, и отстаивать своё право на разнообразие и автономность. И только в таком обществе может зародиться свобода. Свобода, предоставляющая "полную возможность развить все материальные, интеллектуальные и моральные способности, скрытые в каждом человеке".

Размышляя таким образом, Бертоло останавливается на двух тезисах, посвященных свободе, которые пытается объединить. Или, хотя бы поставить рядом. В первом тезисе говорится о свободе выбора, что "является неотчуждаемым элементом того, что делает человека человеком". Сложновато. А вот второе мне понравилось много больше: "Свобода - это <...> пространство, где человек не обязан отчитываться за свои действия ни перед кем до тех пор, пока это совместимо с существованием организованного общества". Видите: анархист Бертоло останавливается в итоге на том тезисе, где есть словосочетание "организованное общество", и между строк проговаривается об ответственности. Это я к тому выделяю, что анархия - это отнюдь не хаос, а очень даже сложная, и накладывающая множество обязательств, вещь. Но об этом, думаю, как-нибудь в блоге будет.

...

P.S. В качестве заключения, ещё одну небольшую мысль, скорее - образ, который мне очень понравился у Амедео Бертоло, правда в другой статье. Размышляя о свободе и её возможностях, анархист предлагает представить шахматы. Доска с клетками, в таком случае - это ограничения природные. Правила игры - это уже ограничения, накладываемые культурой. А вот возможность ходить - это личная свобода человека. Но и ответственность личная - тоже.

Интересный образ. Надо над ним подумать.

(Михаил Чебунин).

Ну о Шпенглере будет как-нибудь потом.
Ну о Шпенглере будет как-нибудь потом.

#букинистический магазин #анархизм #литература #свобода #книжный блог