Найти в Дзене
История в сказках

Народные сказания о становлении Государства Российского. Или сказка о том, как басурман русского мужика уму-разуму учил

Сказка ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок

А.С.Пушкин

Часть 1. Зарождение Руси

Было это в стародавние времена, а может и не было, точно никто не знает. Но народная молва идет, а народ зря говорить не будет. Не было тогда еще России матушки, а жили себе Славяне в своих лесах на берегах Днепра и Волги. Жили себе жили, не тужили, в общем, горя то особого и не знали. Ловили в лесах зверя, в реках рыбу. Пахали поля, сеяли хлеб да молились своим лесным богам.

Иногда к ним заезжали купцы западные поменять свои цацки, ладные да красивые, на пушнину, зерно, пеньку да мед. Но Славяне на такой обмен не больно-то соглашались, никак не понимали, зачем им эти штучки-дрючки красивые. И купцы, не солоно хлебавши, возвращались домой, да удивлялись – какие же дремучие и необразованные эти Славяне.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

А жили все эти купцы в Северо-Западных Европах, в странах басурманских. И люди там были непростые, публика то вся авторитетная, дерзкие да наглые. Промышляли в основном грабежом, разбоями да набегами на соседей. То Римлян тряханут, то на Византию наедут. Сам Византийский император – царь всех царей да Римский цезарь ими сильно недовольны были. Пытались их усмирить, да к порядку призвать, но не тут то было, не получалось ничего. Уж больно дерзкие были эти басурмане. А правил ими самый главный Басурман.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

И стали купцы западные жаловаться главному Басурманину на Славян, дескать, дурные они какие-то – не хотят менять свои богатства на наши ленточки цветные да бусинки блестящие. В общем надо их как то уму разуму научить, или ограбить. Думал, думал главный Басурман и решил - надо идти на Славян, тем более что дома, в своей Европе, делать стало совсем нечего. Нету оперативного простору. С юга Римляне с Византией, хоть они и богатые шибко, но их сильно не награбишь, больно армии у них большие, сдачи дать могут. С севера саксы да викинги поджимают, того и гляди, их самих ограбят. А тут еще Цезарь да Царь Византийский все нашёптывают: «… к Славянам надо идти, у них богатства в лесу спрятаны, они в Полуночные земли ходят и от туда богатства невиданные приносят. Надо их ограбить и дорогу в Полуночные земли выведать»

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Собрал Басурманин войско и пошел Славян воевать. Воевал, воевал да толку никакого. На самом деле, какие то они ненормальные, невоспитанные что ли, вроде не воины, а, увидев войско страшное, в плен не сдаются, а хватают свои мотыги да тяпки и в драку лезут.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Не ожидал Басурманин такого поворота, думал что на «слабо» возьмет. В общем, ходил много лет, а толку … – вместо богатств несметных одни тумаки да шишки. Придешь в их деревню, а там нет никого. Ни грабить некого, ни в плен взять, куда все подевались непонятно. А где в их них лесах богатства спрятаны, сам черт не разберет, ходишь кругами, ходишь, того и гляди заблудишься. А еще и из-за каждого дерева стрелы пускают, откуда берутся и куда исчезают непонятно. А когда их богатыри от нашего топота проснулись, так это вообще трэш полный начался – еле ноги унесли, пол войска потеряли.

Три богатыря. Изображение взято из открытых источников
Три богатыря. Изображение взято из открытых источников

До самой смерти главный Басурманин пытался придумать, как у Славян богатства отнять, так и умер не придумав. А вот сын его, молодой да ранний, умней оказался и решил, что прежде чем воевать, их надо просветить, ну по нашенски, значит, уму разуму научить. И направил он в страну Славянскую умников да разумников западных дикий славянский народ просвещать, уму-разуму обучать.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Приехали басурманские посланцы в города Славянские да начали потихоньку свое темное дело делать. Ну, по их нему то, конечно наоборот, дело их считалось светлым, несли они якобы в народ просвещение и демократию. Рассказывают Славянам, что живут-то они неправильно, не по цивилизованному. И богам то своим молятся они не так как надо. На что Славяне ответили, что деды их и прадеды так молились и боги их так молиться учат. А разумники говорят - так это вы просто неученые и необразованные, не знаете как правильно надо. Мол, это вам темным, да убогим чтобы лучше стать нужно в храмы божьи ходить да богам правильным молиться, а мы народ просвещенный, интеллигентный мы все знаем. Вы нас только в свои храмы пустите, мы там все сделаем в лучшем виде: где подтешем, где подправим, богов ваших подмалюем, подкрасим, уму-разуму научим, и будет вам счастье. В общем, евроремонт «все включено», крутой ребрендинг и бонусом полная прокачка всех богов. И это все совсем даром, ну только придется, от некоторых ненужных богатств избавится, да прикупить немного ленточек да бусинок. Сильно не понравились такие речи Славянам, и говорят они пришельцам – что же это вы, ироды иноземные, считаете себя умнее наших богов? Не может быть такого, и выгнали пришельцев. И стали Славяне снова жить-поживать да добра наживать, но сомнения-то в некоторых головах забродили. Опечалился главный Басурманин такому исходу и снова стал думу думать – что же дальше делать.

А мужик он был хитрый, да изворотливый. Собрал он посланцев своих и говорит им:

- идите снова в земли Славянские, живите там тихо, князьям местным в доверие втирайтесь, про богов не вспоминайте, шестерите потихонечку, а когда они вас за своих примут, нашептывайте каждому правителю что сосед его против него злое замышляет.

И разбрелись посланцы по землям Славянским, а через несколько лет начали города Славянские воевать меж собою.

Много лет воевали, измучались, а наушники западные к тому времени помощников себе из местных подготовили, объяснили им, что они самые умные, интеллигентные, просвещенные, за судьбу народа ответственные, а народ то мол не тот, надо его просветить, уму-разуму научить. И началась дружная работа, местные то стараются больше пришельцев, боятся лицом в грязь ударить, стараются доказать что они самые цивилизованные и просвещенные не хуже пришельцев, на каждом углу народу нашёптывают: это князья ваши виноваты, они тираны, злые кровожадные, только о себе думают, о вас не заботятся. А вот в цивилизованных Европах князья самые умные, самые честные, они зло творить не могут, они день и ночь не спят, о народе думают.

И поверил народ славянский в эти россказни, и началась смута великая. Стали Славяне своих князей гнать да из Европы правителей требовать. Обрадовался главный Басурман, что затея его удалась, и стал думу думать – кого же к Славянам на княжение отправить. Родственников своих, из басурманских кровей, отправлять опасно, могут не принять, говорить то они по местному не умеют, да и надежды на них мало, земли да богатства себе оттяпают, а потом, поминай как звали. И вспомнил он, что в землях их северных, на берегу моря Варяжского живет племя Славянское, зовут себя Руссы. Хоть они давно с восточными не общаются, но все таки родня и говорят одинаково. Они хоть парни лихие, но простодушные и мне благодарны будут, что я им такие земли подогнал. И сказал он своим наушникам, чтобы они нашептали Славянам, а те позвали к себе на княжение варягов – князей русских.

Обрадовался Главный Басурман, что удалась его затея, и станет он теперь свободно грабить земли Славянские. Но не долго его радость длилась, послали его князья Русские по известному адресу, а сами стали земли славянские объединять, владения укреплять, с соседями торговать, от диких набегов помогать защищаться. И с тех самых пор эта земля стала называться землею Русскою. И договорились Русичи с Цареградским царем, и стали по своим рекам пропускать торговых людей из Варягов в Греки и обратно, да от лихих людей их защищать, и с тех пор этот путь стал безопасным.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Продолжение следует.

Ссылки:

Часть 2 https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-6248632dfc7c256a7d0525cf

Часть 3. https://zen.yandex.ru/media/id/61a302e2eb1deb7298d3f29a/narodnye-skazaniia-o-stanovlenii-gosudarstva-rossiiskogo-ili-skazka-o-tom-kak-basurman-russkogo-mujika-umurazumu-uchil-62498d8e2bcf913ddf046bbc

Сказки
3041 интересуется