Анастасия Стародумова
Молодая поэтесса из Екатеринбурга
Как началась ваша творческая карьера?
Первое своё стихотворение я написала в четыре года, когда мы гуляли с родителями. Я даже сегодня могу его процитировать:
«Магазин, магазин – Арбат, синие фонарики горят,
летят покупатели стрелой,
что-нибудь купить себе домой»
Во-первых, это стихотворение явно предопределило мою судьбу как пиарщика. *смеётся*
А во-вторых, это была первая попытка рифмовать, которую я запомнила.
В шестом классе я таким волевым решением снова начала писать стихи. Почему волевым? Я очень много читала. Я всегда любила книги и даже не помню, как я научилась читать.
Именно в шестом классе пришла пора первых влюблённостей. Я решила влюбиться и влюбилась в одноклассника Диму. И решила – надо писать стихи. Цитировать даже немного стыдно, но:
«Глаза у нас просто серые, спокойные наши глаза
А души - открытые, верные, такие же, как и сердца» *смеётся*
Уже в университете я пришла в литературную студию Виктора Потанина. Виктор Фёдорович Потанин, великолепный русский писатель, стал моим вторым литературным педагогом и наставником. Занятия были гораздо жёстче и строже, студенты это всё же не школьники, критиковали мы друг друга по полной. После разборов своих стихов, достаточно жёстких, люди плакали и убегали, некоторые даже не возвращались. Но я влилась. Было много всего: и критика, и непонимание. Но мы собирались и возникало то поразительное единение душ, сердец, тот диалог, в котором рождается что-то неизмеримо большее. Этот этап в жизни, когда шли мои попытки публиковаться и влиться в сообщество.
На самом деле, это важная, неотъемлемая часть моей жизни, наверное, даже ключевая. Но при этом, как сформулировал однажды Виктор Фёдорович: «Я стою на стыке журналистики и литературы, и можно сделать лишь один шаг». По настоящий момент я так и не сделала этого выбора. Я всё ещё стою на краю и я всё-таки журналист, а не поэт. Я не писатель, но стихи пишу – без этого я не могу.
А чем вы вдохновляетесь?
Меня вдохновляют люди и отношения между людьми, чувствование таланта. Это когда идешь по набережной, например, там картины продают. И вот ты идешь и взгляд скользит. Ты видишь – вот, ну, красивое, живописное. Вот, хорошо, крепко. А потом вдруг – раз, и тебя сносит, какой-то волной таланта от работы, которая может показаться даже в первую секунду ничем не примечательной. Но в ней есть что-то живое, настоящее. Вот тот проблеск, который всё в тебе переворачивает, а ты стоишь и смотришь. И вот это же чувство посещает меня с людьми, когда человек выходит на сцену, или просто проходит, говорит. А ты в его походке, случайном повороте головы, случайном слове, видишь то живое, настоящее. И ты пишешь об этом. Мне хочется, чтобы человек сталкивался с собой настоящим и понимал, как он прекрасен. Мне это важно, потому что зачастую талантливые люди очень не уверены в себе. Они должны знать о своей красоте. Вдохновение – это когда ты просто наполняешься настолько, что не можешь это не отдать.
Изменилась ли ваша поэзия со временем?
Всё меняется, становишься старше, а на окружающие тебя вещи смотришь совсем по-другому, потому что проживаешь разные новые эмоции, встречи, переживания, и всё это так или иначе отражается. Я со временем стала строже к себе. Есть стихи, которые я не публикую, потому что считаю, что они слабые. Есть стихи, которые не публикую, чтобы не ранить кого-то. Есть стихи, которые не складываются долгое время. Ощущаю, что раньше я могла написать ради одной строчки, которая казалась мне удачной. Сейчас, мне кажется, я не имею права себе это позволить.
Поэзия – это не основной ваш вид деятельности. Кем вы работаете?
Я являюсь руководителем Свердловского регионального центра Президентской библиотеки, это подразделение областной научной библиотеки Белинского. По своей сути, мой отдел – это региональное представительство Президентской библиотеки, первой электронной библиотеки страны, деятельность которой направлена на интеграцию фондов архивов, музеев и библиотек. Здесь идет оцифровка документального наследия, представляющего историю нашей страны, её территории, о российском народе, о русском языке – обо всём, что связано со становлением нашей страны как государства. Основная часть этого фонда доступна в режиме электронного читального зала, и такие залы открываются по всей стране – в Свердловской области их более ста. Мы координируем их деятельность в регионе, а также тесно сотрудничаем с другими городами нашей большой страны. Конечно, очень интересное направление работы – это и популяризация нашего электронного фонда через социальные сети, через видеоролики, через мероприятия. В приоритете сотрудничество с органами власти, учреждениями образования и культуры: всего у Центра более 120 постоянных партнёров. И, как мы объясняем в нашей группе свою миссию, в ту минуту, когда загораешься идеей, придумываешь новый проект, открываешь книгу, погружаешься в исследование, делаешь шаг навстречу окружающим, пишешь самые искренние слова, решаешься последовать зову своего сердца – рождается космос. Хочется помочь сделать каждому его личное открытие – работа моя об этом, и я её очень люблю.
Ваше любимое произведение?
Ну вот про своё любимое произведение – вопрос очень сложный. Есть программные вещи. Те, что я читаю практически всегда, в любой подборке стихов. Первое, которое пришло в голову – это «Выходя из себя, королева становится пешкой…» Оно так и начинается.
«Выходя из себя, королева становится пешкой.
Гардеробщица в Ельцин-центре ностальгирует по Союзу.
На балет не ходила, но в сумке носила чешки,
Не была в экспедиции, но водрузила друзу
На свой письменный стол, а над ним прилепила плакаты
С Шевчуком, Че Геварой и юным Олегом Меньшиковым.
Журналистика – это спорт. Потеряешь хватку,
Тебя снимут с дистанции, и все потечет по-прежнему,
Только текст, воплощенный в жизнь, не становится жизнью.
Красоту препарируют критикой и анализом.
Между нами, пойми, все вопросы и жесты лишние,
Невозможно стать ближе, поверь, мы знали бы.
Осень бьется в груди острой памятью, томным блюзом,
Тополя облысели – смущенные новобранцы.
Я была совершенно искренней в каждой иллюзии –
Мне нечего бояться».
Я его написала больше 5 лет назад, вот только-только приехав в Екатеринбург. Это стихотворение о том, что не сбылось и было в твоей голове достроено в прошлом. Такая песня о не сбывшемся, где мы достраиваем то, что хотели бы видеть.
Будете продолжать свой творческий путь?
Да, конечно. Я продолжаю свой творческий путь. Но это не от меня зависит – это выше. Ну, я, правда, считаю, что если Бог что-то тебе даёт, какой-то талант, то его надо реализовывать. Даже если другие говорят, что это что-то не то, что надо делать. Пусть тебя это ранит и ты какое-то время молчишь. Но всё равно надо вставать и делать. Если ты чувствуешь, что ты должен продолжать, даже если это будет нужно тебе одному. Это есть в моей жизни, это просто то, что составляет её ритм, дыхание. Это не только о стихах, это в принципе о тексте как способе проживания жизни.
В чём уникальность современных российских поэтов?
Ой, знаете, так интересно. Ну, во-первых, я живу, работаю в окружении уральских поэтов. У нас в библиотеке есть отдел культурно массовых коммуникаций, который возглавляет Елена Соловьёва, писатель, признанный автор прозы для взрослых и для детей. В её отделе работает поэт Екатерина Симонова – она известна тем, что она была лауреатом премии поэт года. Также там работает известный уральский поэт Сергей Ивкин. Мы всё время пересекаемся, делимся событиями.
Поэзия нашего времени – это про то, что очень сложно говорить что-то новое, особенно когда за тобой стоят Золотой и Серебряный века. Что ещё можно сказать? Можно заговорить о себе и говорить о себе с той проникновенной откровенностью, которой не было в драматической, всё-таки артистической Ахматовой, не в порывистой, но тем не менее всё время смотрящей на себя со стороны Цветаевой. Без игровой лирики, без ролевой лирики просто взять и открыться, насколько можешь. Для этого нужна сумасшедшая смелость. Вот, наверное, это то, что характеризует авторов сегодня. Все темы исчерпаны и ты говоришь о себе, говоришь языком своего поколения, прямо из души.
Как бы Вы охарактеризовали поэзию XXI века в России?
Поэзия XXI века в России очень разнородна – то есть авторы, которые сегодня на слуху, печатаются в определённых литературных журналах, объединяются в группы. Но есть характерная черта. С одной стороны – плеяда действительно сильной традиции и мощного письма авторов. А с другой стороны – продукты интернета, раскрученные поэты, далёкие, может быть, по каким-то литературным совершенствам, но тем не менее, собирающие полные залы… Раньше я была очень жестока, рассуждая о поэзии в ключе: это – поэт, а это – нет. Но сейчас… Если есть Астахова, Соломонова, Понкин, и они находят свой отклик – какое право я имею относиться к этому со снобизмом? А вот совсем другая, успешная и коммерчески, и, всё-таки, более близкая к классической истории Вера Полозкова, бесконечно мне близкая. И с другой, что ли, стороны встают строки Андрея Санникова, Инны Домрачевой, Наталии Санниковой, Юрия Казарина, Виталия Кальпиди и ещё десятки и сотни имён, и это тоже очень разные авторы (я только уральцев сейчас называю)… Ох, можно бесконечно перечислять. Я о том, что есть авторы сцены и интернета, а есть «журнального зала», сложно охарактеризовать целую эпоху. Но для меня это эпоха поиска, эпоха работы с образом, работы с личной откровенностью, продолжение традиции, попытки зафиксировать настоящий момент. Как, в общем, и всегда, наверно, как и в любое время. Тут, я думаю, только через 100 лет можно будет судить, что останется.
Как историческое прошлое России сказалось на поэзии наших современников?
Каждый из нас всё равно несет литературную традицию, заложенную нашими знаменитыми классическими писателями. Важно, что образование в России, особенно школьное, очень литературоцентричное. Это большое счастье. И я убеждена, что каждый, кто закончил школу, умеет писать. Человек, который натренирован писать сочинения, может достаточно быстро научиться создавать журналистские тексты. А свой стиль есть у каждого. Эта мощная литературная многовековая традиция, она прорастает в каждом из нас.
Какую роль, на ваш взгляд, играет поэзия в укреплении душ и единении людей (не только в России, но и во всём мире)?
Я верю, что слово имеет огромную целительную силу, и что сказанное вовремя может утешить, спасти и приободрить, поднять, а может и наоборот. Это мощнейшая субстанция. Не зря «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Я очень чётко всегда отдаю себе в этом отчёт, потому что работая со словом, ты работаешь с такой мерой ответственности, что это просто невероятно. Поэзия может полностью изменить судьбу, достучаться до той части души, до которой не могли даже близкие люди.
Какой совет вы могли бы дать молодым поэтам?
Больше читать, больше интересоваться всем, что происходит вокруг нас: как в литературном пространстве, так и просто в мире. Больше общаться, больше разговаривать с теми, кто старше, кто опытнее, кто мудрее, и с теми, кто рядом. Не прекращать постоянного поиска, не останавливаться на достигнутом. Никогда не говорить себе ни «я не могу», ни «я сделал всё, что мог». Понимать, что мы сами способны себя очень сильно удивить, что мы сами себя всё равно не знаем до конца. Продолжать оставаться верным своему сердцу.
Беседовала Мария Горшкова