Найти в Дзене

Как бывает с частным клиентом. Несколько советов начинающим.

Клиент всегда прав или это спорное утверждение? Начнем с того кто является клиентом? Это физическое или юридическое лицо, с которым вы заключил договор о сотрудничестве, предварительно обсудив гарантии обеих сторон. У вас перед этим субъектом есть обязательства, естественно за адекватную стоимость оговоренных услуг. Если же вы отвечаете на звонок и "договариваетесь" с неизвестным человеком, о чем-то, этот человек, или организация, вашим клиентом по сути не является, он может быть потенциальным клиентом. Вы ему еще услугу не оказали, он вам аванс не выплатил. Договоренность только на словах и никакой силы ни для него как заказчика, ни для вас, обязанностью к исполнению не является. А переписка в мессенджерах никак не может быть доказательством чего-либо в случае разбирательств. Ну хотя бы потому, что сообщения можно удалить как у себя так и у другого человека. Да и фотошоп никто не отменял. И вот у меня в силу опыта немалых 11 лет в работе по договору с частным клиентом, да и с фирм
для иллюстрации со стоков яндекса (кажется)
для иллюстрации со стоков яндекса (кажется)

Клиент всегда прав или это спорное утверждение?

Начнем с того кто является клиентом? Это физическое или юридическое лицо, с которым вы заключил договор о сотрудничестве, предварительно обсудив гарантии обеих сторон. У вас перед этим субъектом есть обязательства, естественно за адекватную стоимость оговоренных услуг.

Если же вы отвечаете на звонок и "договариваетесь" с неизвестным человеком, о чем-то, этот человек, или организация, вашим клиентом по сути не является, он может быть потенциальным клиентом. Вы ему еще услугу не оказали, он вам аванс не выплатил. Договоренность только на словах и никакой силы ни для него как заказчика, ни для вас, обязанностью к исполнению не является. А переписка в мессенджерах никак не может быть доказательством чего-либо в случае разбирательств. Ну хотя бы потому, что сообщения можно удалить как у себя так и у другого человека. Да и фотошоп никто не отменял.

И вот у меня в силу опыта немалых 11 лет в работе по договору с частным клиентом, да и с фирмами, уже сложился так называемый список провальных предварительных договоренностей.

1. Время ваш главный ресурс. Конечно все слышали, но не многие им обладают. У клиентов его мало, это люди всегда сосредоточенные, спешащие и лаконичные. Они ценят свое время, но не факт что они думают что у вас его нет или что вы так же заняты как и они сами. И это железное правило должно работать и на вас тоже. Потеря времени это скомканный результат в итоге. Если переносят встречи, все время отменяют, не предупреждают о длительности это лучше не ваш клиент, чем ваш).

2. Договор должен быть не скачан из интернета, а тщательно скачан, отредактирован под ваши задачи. И приложения к нему, тоже должны быть подписаны и согласованы. Это ваш объём услуг, и вы не знаете как пойдет дело, не поленитесь и продумайте этот вопрос с юристом. Ну или хотя бы возьмите консультацию в юридической конторе. Так вы избежите определенных проблем, если вдруг субподрядчик разорится и не выплатит ваши честно отработанные деньги, то хотя бы есть с чем идти в суд, и рассчитывать на компенсацию. Пусть даже не 100%, но заключенный договор должен предусматривать такие пункты.

3. Если вы заключаетесь с одним клиентом, а работать приходится в итоге с прорабом, бригадой мастеров или родственниками заказчика, то надо переписать договор. У них никогда не будет одинакового вкуса и по пожеланиям и представлению вы не сойдетесь. Вряд ли будет, а я так и хотел. Скорее всего будет, а не так хотел. И что вы будете делать? Правильно вы будете переделывать, все внесенные правки. И таким образом вы закопаетесь в куче, якобы согласованных вариантов, а лицо которое указано в вашем договоре не будет довольно результатом.

3. Не меняйте стоимости услуг без изменения в приложениях к договору. Есть такие клиенты, которые описывают одно, по тз другое, а в итоге вы вдруг не две комнаты переделываете, а двухэтажный особняк. Все честно! У вас же стоимость указана не так ли?)

4. Не общайтесь в конкурентной среде. Не доверяйте коллегам по цеху. Ваш клиент это уже не их потенциальный, а значит если вы с ними делитесь чем-то, чтобы получить какой-то совет, или в поисках информации запрашиваете контакты, то на добросовестность можно не рассчитывать. Ну серьезно, вы дружите с конкурентами?)