Найти тему

Русский импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в последней трети XIX века и стал быстро распространяться по миру. Свой «национальный» вариант импрессионизма существовал во многих странах и регионах: в Испании, Германии, США, Скандинавии, но нас сегодня интересует именно русский вариант.

Импрессионизму в России «не повезло»: сначала его затмевал русский авангард, а после революции во главу угла стал социалистический реализм. Конечно, это не мешало художникам и до, и после революции экспериментировать с этим направлением, но огромной популярности оно у нас так и не получило. Также мы не найдём среди отечественных художников ни одного мастера, который на протяжении всей жизни работал бы исключительно в русле импрессионизма. Зато можно с уверенностью сказать, что почти все наши художники так или иначе обращались к нему в разные периоды своего творчества. Так, например, в импрессионизме пробовали себя Николай Богданов-Бельский, Борис Кустодиев, Василий Кандинский и другие.

Мы же обратимся к более характерным примерам русского импрессионизма, которые представлены в нашей коллекции.

Константин Алексеевич Коровин, «Кремль», этюд, 1903, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Константин Алексеевич Коровин, «Кремль», этюд, 1903, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова

Принято считать, что это направление живописи в России начинается именно с Константина Коровина. Его «Портрет хористки» стал «первой ласточкой русского импрессионизма».

«Портрет хористки», 1887 (ранее считалось – 1883), Государственная Третьяковская галерея
«Портрет хористки», 1887 (ранее считалось – 1883), Государственная Третьяковская галерея

Причём Коровин не заимствовал приёмы зарубежных коллег, а пришёл к этой манере письма самостоятельно. Когда в начале 1880-х годов Василий Поленов с удивлением смотрел на картины своего ученика и спрашивал «Вы импрессионист? Вы знаете их?», Коровин ещё не был знаком с французскими художниками. Но когда в 1888 году он побывал в Париже, то впервые увидел их работы и признался: «У них нашёл я всё то самое, за что ругали меня в Москве».

Современники и правда поначалу «ругали» импрессионизм, говорили, что это «живопись для живописи только». Подразумевали, что живопись должна нести в себе какой-то серьёзный содержательный посыл. А для наших импрессионистов превыше всего стояли красота, прелесть момента, настроение.

Работали художники очень быстро, в этюдной манере. Известно, что однажды Коровин написал портрет Шаляпина в полный рост за несколько часов, а это требовало большого умения.

Наша картина «Кремль» – это тоже этюд. Мы видим изображение московского Кремля, но как будто смотрим на него через мокрое от дождя стекло. И даже если бы художник проработал картину чуть тщательнее, она всё равно представляла бы собой водоворот лёгких, светлых красок.

Станислав Юлианович Жуковский, «Княжеский дом осенью», 1909, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Станислав Юлианович Жуковский, «Княжеский дом осенью», 1909, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова

Создание картины за один-два сеанса позволяло передать свежесть непосредственного, неприукрашенного впечатления от увиденного. Не зря слово «импрессионизм» происходит от французского «впечатление».

В работе Станислава Жуковского «Княжеский дом осенью» прекрасно передана атмосфера яркого, тёплого осеннего дня, которая, однако, разбавлена чувством лёгкой грусти. Наверное, когда-то здесь звучали голоса хозяев, играла музыка, слышался шум приготовлений к балу или охоте, но сейчас здесь безлюдно и молчаливо. Жуковского не просто так называли «певцом русской усадьбы»: он передал ностальгическое настроение ухода старых «дворянских гнёзд».

И хотя импрессионистов часто критиковали за отсутствие глубокого смыслового посыла в картинах, зато их работы прекрасно передавали внутреннее состояние художника.

Константин Иванович Горбатов, «Зимний закат», 1917, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Константин Иванович Горбатов, «Зимний закат», 1917, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова

В техническом плане импрессионизм – это, прежде всего, яркий колорит, контрастные мазки, особая работа с отсветами и отблесками.

Мотив картины «Зимний закат» Константина Горбатова совершенно обыкновенный: река, деревья, закат. На ней нет нарочито изогнутых деревьев, тщательно прописанных веток, добавленных для антуража всадников с гончими. Это всё осталось в салонных пейзажах.

Здесь же – прелесть момента, любование эффектным кадром, который именно в этом виде уже, может быть, никогда не повторится. Само солнце мы не видим, и то, что это закатный час, понимаем только по изображению лучей, падающих на деревья. В этом тоже есть свой шарм: такие детали привлекают внимание не хуже, чем классические работы художников предыдущих эпох.

Константин Горбатов страстно любил русскую природу и продолжил писать её даже после эмиграции, не изменяя и импрессионистской технике.

Александр Михайлович Герасимов, «Придорожные цветы», 1952, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Александр Михайлович Герасимов, «Придорожные цветы», 1952, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова

После революции 1917 года и последовавших за ней изменений в отечественном искусстве импрессионизм не исчез, у него по-прежнему оставались последователи. Немногие знают, что, например, Александр Герасимов, который когда-то учился у Константина Коровина, тоже увлекался импрессионизмом. И это несмотря на то, что его называли «любимым художником Сталина», прославился он благодаря портретам лидеров советского государства, да и вообще стал одним из классиков соцреализма.

В его работе «Придорожные цветы» прекрасно видны экспрессивные мазки, яркая палитра и этюдная манера письма, так характерные для импрессионистов. Герасимов – мастер передачи воздуха и света, его картины, написанные не по правительственному заказу, а для души, словно «дышат». На протяжении всей жизни он писал живые, импрессионистические натюрморты, пейзажи, портреты друзей и членов семьи.

И хотя представить подобные картины на выставках было сложно, многие советские художники продолжали создавать импрессионистические полотна для себя.

В завершение хочется сказать, что импрессионизм был совершенно естественным и ожидаемым этапом развития отечественного искусства – в противоположность строгим академическим канонам художникам хотелось лёгкости, яркости, экспериментов с формой, цветом и светом.

Импрессионизм – это живопись, которая не ставит перед зрителем сложных задач и моральных дилемм, это в первую очередь живопись для радости!