Импрессионизм зародился во Франции в последней трети XIX века и стал быстро распространяться по миру. Свой «национальный» вариант импрессионизма существовал во многих странах и регионах: в Испании, Германии, США, Скандинавии, но нас сегодня интересует именно русский вариант.
Импрессионизму в России «не повезло»: сначала его затмевал русский авангард, а после революции во главу угла стал социалистический реализм. Конечно, это не мешало художникам и до, и после революции экспериментировать с этим направлением, но огромной популярности оно у нас так и не получило. Также мы не найдём среди отечественных художников ни одного мастера, который на протяжении всей жизни работал бы исключительно в русле импрессионизма. Зато можно с уверенностью сказать, что почти все наши художники так или иначе обращались к нему в разные периоды своего творчества. Так, например, в импрессионизме пробовали себя Николай Богданов-Бельский, Борис Кустодиев, Василий Кандинский и другие.
Мы же обратимся к более характерным примерам русского импрессионизма, которые представлены в нашей коллекции.
Принято считать, что это направление живописи в России начинается именно с Константина Коровина. Его «Портрет хористки» стал «первой ласточкой русского импрессионизма».
Причём Коровин не заимствовал приёмы зарубежных коллег, а пришёл к этой манере письма самостоятельно. Когда в начале 1880-х годов Василий Поленов с удивлением смотрел на картины своего ученика и спрашивал «Вы импрессионист? Вы знаете их?», Коровин ещё не был знаком с французскими художниками. Но когда в 1888 году он побывал в Париже, то впервые увидел их работы и признался: «У них нашёл я всё то самое, за что ругали меня в Москве».
Современники и правда поначалу «ругали» импрессионизм, говорили, что это «живопись для живописи только». Подразумевали, что живопись должна нести в себе какой-то серьёзный содержательный посыл. А для наших импрессионистов превыше всего стояли красота, прелесть момента, настроение.
Работали художники очень быстро, в этюдной манере. Известно, что однажды Коровин написал портрет Шаляпина в полный рост за несколько часов, а это требовало большого умения.
Наша картина «Кремль» – это тоже этюд. Мы видим изображение московского Кремля, но как будто смотрим на него через мокрое от дождя стекло. И даже если бы художник проработал картину чуть тщательнее, она всё равно представляла бы собой водоворот лёгких, светлых красок.
Создание картины за один-два сеанса позволяло передать свежесть непосредственного, неприукрашенного впечатления от увиденного. Не зря слово «импрессионизм» происходит от французского «впечатление».
В работе Станислава Жуковского «Княжеский дом осенью» прекрасно передана атмосфера яркого, тёплого осеннего дня, которая, однако, разбавлена чувством лёгкой грусти. Наверное, когда-то здесь звучали голоса хозяев, играла музыка, слышался шум приготовлений к балу или охоте, но сейчас здесь безлюдно и молчаливо. Жуковского не просто так называли «певцом русской усадьбы»: он передал ностальгическое настроение ухода старых «дворянских гнёзд».
И хотя импрессионистов часто критиковали за отсутствие глубокого смыслового посыла в картинах, зато их работы прекрасно передавали внутреннее состояние художника.
В техническом плане импрессионизм – это, прежде всего, яркий колорит, контрастные мазки, особая работа с отсветами и отблесками.
Мотив картины «Зимний закат» Константина Горбатова совершенно обыкновенный: река, деревья, закат. На ней нет нарочито изогнутых деревьев, тщательно прописанных веток, добавленных для антуража всадников с гончими. Это всё осталось в салонных пейзажах.
Здесь же – прелесть момента, любование эффектным кадром, который именно в этом виде уже, может быть, никогда не повторится. Само солнце мы не видим, и то, что это закатный час, понимаем только по изображению лучей, падающих на деревья. В этом тоже есть свой шарм: такие детали привлекают внимание не хуже, чем классические работы художников предыдущих эпох.
Константин Горбатов страстно любил русскую природу и продолжил писать её даже после эмиграции, не изменяя и импрессионистской технике.
После революции 1917 года и последовавших за ней изменений в отечественном искусстве импрессионизм не исчез, у него по-прежнему оставались последователи. Немногие знают, что, например, Александр Герасимов, который когда-то учился у Константина Коровина, тоже увлекался импрессионизмом. И это несмотря на то, что его называли «любимым художником Сталина», прославился он благодаря портретам лидеров советского государства, да и вообще стал одним из классиков соцреализма.
В его работе «Придорожные цветы» прекрасно видны экспрессивные мазки, яркая палитра и этюдная манера письма, так характерные для импрессионистов. Герасимов – мастер передачи воздуха и света, его картины, написанные не по правительственному заказу, а для души, словно «дышат». На протяжении всей жизни он писал живые, импрессионистические натюрморты, пейзажи, портреты друзей и членов семьи.
И хотя представить подобные картины на выставках было сложно, многие советские художники продолжали создавать импрессионистические полотна для себя.
В завершение хочется сказать, что импрессионизм был совершенно естественным и ожидаемым этапом развития отечественного искусства – в противоположность строгим академическим канонам художникам хотелось лёгкости, яркости, экспериментов с формой, цветом и светом.
Импрессионизм – это живопись, которая не ставит перед зрителем сложных задач и моральных дилемм, это в первую очередь живопись для радости!