Найти в Дзене
«Стаська, не умирай!»
Есть графические изображения, которые производят впечатление знакомых с детства, даже если мы не знаем имя автора. Таковы голуби Пабло Пикассо, «Женщина с распущенными волосами Анри Матисса» и «Юность» Стасиса Красаускаса. И дело вовсе не в растиражированности этих образов, а в той гениальной лёгкости рисунка, которая мгновенно врезается в память. Линогравюра Красаускаса была взята в качестве эмблемы журналом «Юность» и реально стала эмблемой молодежи 70-80-х годов ХХ века, как знаменитый рисунок голубки Пикассо – символом мира...
356 читали · 1 год назад
Александр Катышев: возвращение из небытия
На выставке «Шедевры художественной коллекции» в Музейном комплексе им. И. Я. Словцова рядом с картиной всемирно известного Василия Кандинского экспонируется натюрморт. Еще недавно на этикетке вместо имени автора значилось: неизвестный художник начала XX века. Кем же был автор произведения? Попробуем разобраться. 12 апреля 1920 года в Тобольске стараниями местного художника Пантелеймона Чукомина открылся Музей изящных искусств, а в августе – художественная школа. Вскоре его как заведующего командировали в Москву для пополнения фондов...
218 читали · 1 год назад
Возможности и направления музеефикации памятников промышленной архитектуры Тюмени. Позитивные изменения.
Интерес к памятникам промышленной архитектуры возник в Западной Европе и США с наступлением новой постиндустриальной эпохи. В 1973 г. состоялась первая международная конференция по сохранению индустриального наследия, был создан Международный комитет по сохранению индустриального наследия. Теоретические модели осмысления значимости промышленной архитектуры были реализованы в международном практическом опыте. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены более пятидесяти индустриальных памятников в различных частях света...
2 года назад
Дочь кронштадтского матроса
Каждый портрет, а тем более старинный хранит тайну личности и судьбы. Ведь художник видит те «знаки души», которые невозможно раскрыть в современной фотографии. А время, наложившее свою «патину»*, акцентирует необычность личности… Имя этой обаятельной барышни осталось неизвестным. В конце XVIII века её изобразил один из ведущих русских портретистов Владимир Лукич Боровиковский. Мы знаем её только по фамилии мужа – помещика Скобеева. Но эта девушка вовсе не принадлежала к благородному дворянскому сословию...
2 года назад
Икона на холсте
Иконами на холсте в петровскую эпоху стали называть живописные произведения, которые имели традиционные христианские сюжеты, но исполнялись уже не по канонам иконописи, а по традициям западноевропейской живописи. Именно таким довольно редким произведением располагает Музейный комплекс им. И.Я. Словцова. Это картина «Динарий кесаря» 1730 года. Её с большой долей вероятности можно определить как работу Андрея Матвеева – известного живописца времени Петра I. Император лично благословил художника обучаться в Европе и лично интересовался его успехами...
2 года назад
Постмодернизм
Огромное количество направлений в искусстве, которые появились в конце XIX – начале XX веков, создало ощущение, что все возможные творческие эксперименты и способы самовыражения уже найдены человеком. Всё кем-то сказано, все важные темы подняты, все методы опробованы. Постмодернизм, пришедший на смену модернизму, – стиль, в рамках которого творцы переосмысливают искусство предыдущих эпох, используют старые образы в новых контекстах, цитируют известные работы, сочетают несочетаемое. Всю суть постмодернизма, конечно, сложно пересказать в рамках одной статьи, и мы не ставим такой задачи...
597 читали · 2 года назад
Рассказы Н.А. Паромовой
Друзья, с сегодняшнего дня мы начинаем публикацию статей из книги Наталии Александровны Паромовой «Рассказы о картинах». Н.А Паромова – высокопрофессиональный искусствовед, карьеру начинала в Русском музее в Санкт-Петербурге, свыше трех десятков лет отработала в тюменском Музее изобразительных искусств. Автор множества популярных выставочных проектов. Замужем за известным тюменским художником Борисом Паромовым. Книга «Рассказы о картинах» – это развёрнутое повествование о живописных шедеврах, хранящихся в тюменском музее...
2 года назад
Надо ли худеть красавицам Кустодиева?
Начну с музейной байки. В Тюмени есть подлинники Кустодиева (это как раз не байка, байка впереди). Один из них – знаменитый шедевр «Купальщица». Ещё в бытность тюменского Музея изобразительных искусств картина эта находилась в постоянной экспозиции, и каждый раз, проводя экскурсии, одна из девушек-экскурсоводов, стройная до прозрачности, окидывала фигуристую даму завистливым взглядом и говорила: «Я хотела бы такие формы». Это, кстати, вполне вероятно, если девушка была плоска как доска (не факт, автор с ней не был знаком)...
3455 читали · 2 года назад
Десять женщин-художниц, которых стоит знать
На протяжении многих столетий женщины были ограничены в возможности сделать профессиональную карьеру: у них не было доступа к образованию, а их основной функцией считалось деторождение. При этом всегда находились исключения из правила, и появлялись женщины, чьё стремление к искусству и интерес к жизни оказывались сильнее предубеждений и институциональных ограничений. Мы поговорим о десяти художницах, которые вошли в историю мирового искусства и могут служить вдохновляющими примерами для всех нас...
8914 читали · 2 года назад
Русский импрессионизм
Импрессионизм зародился во Франции в последней трети XIX века и стал быстро распространяться по миру. Свой «национальный» вариант импрессионизма существовал во многих странах и регионах: в Испании, Германии, США, Скандинавии, но нас сегодня интересует именно русский вариант. Импрессионизму в России «не повезло»: сначала его затмевал русский авангард, а после революции во главу угла стал социалистический реализм. Конечно, это не мешало художникам и до, и после революции экспериментировать с этим направлением, но огромной популярности оно у нас так и не получило...
849 читали · 3 года назад
Небеса обетованные Михаила Гардубея
Тюменское музейно-просветительское объединение скорбит вместе со всей культурной общественностью региона о безвременном уходе выдающегося живописца, графика, педагога Михаила Михайловича Гардубея. Михаил Гардубей оставил яркий след в тюменском искусстве и немало сил вложил в его формирование, воспитав не одно поколение молодых художников. Творец жив в своих творениях. Предлагаем почтить память о мастере, пройдя вместе с ним вехи его творческого пути через произведения, хранящиеся в музейных фондах Тюмени и Тобольска...
232 читали · 3 года назад