В апреле 1942 года во всех газетах Советского Союза с большой помпой, в передовых статьях рассказывалось о событии, которое произошло 700 лет назад: в 1242 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил немецкий отряд на льду Чудского озера. Тем более, что князь стал можно сказать народным героем страны Советов даже до войны, после выхода фильма «Александр Невский». Поэтому ничего удивительного в том, что в войну на танках и самолетах появлялись надписи в честь этого князя нет – он был одним из утвержденных в СССР «положительных персонажей» вместе с Петром I, Стенькой Разиным и Емельяном Пугачевым.
Но вот фотография ленд-лизовского «Черчилля» с надписью «Александр Невский» выглядит несколько оригинально, хоть и справедливо – танк то был на самом деле не самый плохой.
Да, Черчилль был недоволен тем, что его именем назвали эту бронированную махину, которая еле ползла по пересеченной местности. Да и орудие у него было не самое мощное, а точнее - слабое. Но танкисты при всех перечисленных недостатках эту машину любили, ценили и в отличие от многих других танков о «Черчиллях» как-то не попадается рассказов, что их называли «братской могилой на троих-четверых-семерых», как это обычно бывало с другими моделями танков.
Причина была проста – у «Черчиллей» имелась мощная броня, пробить которую было совсем непросто. Пример того, насколько надежны были эти машины – бой группы Николая Белогуба, когда четыре «Черчилля» были подбиты перед немецкими окопами и экипажи три дня продолжали вести бой, нанося урон немцам. Причем в итоге, когда один танк удалось таки эвакуировать, а остальные подорвать и оставить – ВСЕ члены экипажей вернулись в расположение своих войск, причем среди них не было ни одного тяжелораненого. Настолько надежная броня была у этого танка.
Прочитать подробнее о бое танкистов Николая Белогуба и о нем самом можно вот тут.
Там много интересного - и сам бой и то, что Белогуб начинал служить в авиации, но потом оказался в танковых войсках.
-----------
Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube