Как уже писала в предыдущей статье, за жизнь я перепробовала несколько способов учить немецкий, но так его и не выучить. Продолжаю описывать свои попытки и анализировать, что я делала не так.
Способ 2 - бессистемный
Следующая попытка случилась в виде четвёртого иностранного языка в школе. На выбор был испанский и немецкий, я выбрала испанский (и не жалею, хотя итальянский его потом подмял под себя), а потом прошёл слух, что можно параллельно посещать ещё и уроки немецкого.
Не знаю, как планируют свою жизнь современные школьники, но у меня в школьные годы с целеполаганием было довольно плохо. Настроение стояло, как погода, вечно мрачноватое, и хотелось делать только интересные штуки. На этом фоне идея зайти после уроков поучить немецкий показалась почему-то очень хорошей. Ну и потом, разговорник же, Mutter, Brüder, уже когда-то было желание, почему бы и не попробовать.
Немецкий вела очень симпатичная учительница, которая по-доброму приняла каких-то новых посторонних. Ещё помню, что её наряд всегда дополняли шарфики, завязанные тысячью способов, и меня восхищало это разнообразие - но сейчас жалею, что шарфики я помню лучше, чем немецкий :)
Я посетила несколько уроков, и из них запомнились только спряжение какого-то глагола, красивое выражение entschuldigen Sie bitte (извините, пожалуйста) и скороговорки про змею.
Eine lange Schlange schlängelt sich um eine lange Stange!
Так и не помню, чем закончились эти занятия - но было их не много. Скорее всего, что-то пошло не так с расписанием, ведь это был не обязательный урок. Отучишься семь или восемь раз по сорок минут, а дома ждёт гитарка… Компьютер с диском на целый гигабайт, папкой с рассказами и музыкой в mp3. И брат во что-то яркое и шумное рубится на этом компьютере. Скорей домой!
На внешние отвлекающие факторы можно и забить, когда мозг готов к новому и это новое хорошо организовано. А главное - начинается с начала. Мне всегда было приятно прийти в школу к началу года, когда пахнет краской и цветами, открываешь новую чистую тетрадь, новый учебник. Сразу возникает тяга к знаниям, прилив рабочего настроения и чрезмерно завышенные ожидания по поводу того, насколько хватит этого запала. И совсем другое дело - попасть в группу, где все уже что-то знают, или кажется, что знают, а ты сидишь и глазеешь по сторонам на буквы, сложенные не самым привычным образом. Как будто приходишь на вечеринку, которая идёт уже часа четыре, всё съели, всё обсудили, а ты на пороге стоишь. Не мотивирует. Или когда опоздал на полчаса на научно-фантастический фильм. Кто все эти люди?
А потом
На занятия можно перестать ходить, а ощущение несделанности дела остаётся. И позже, судя по тетрадкам, я не раз бросалась снова что-то изучить, когда мне на глаза попадалась очередная книга (а часто ли вам бросается в глаза книжка на немецком? :) Делалось это так:
- читался какой-нибудь абзац;
- выписывались незнакомые слова с переводом;
- наступала усталость и понимание, что немецкий жутко сложный;
- тетрадка откладывалась до очередного столкновения с немецкой книжкой.
Результат? Nichts!
Почему не получилось:
- Не было регулярности. Кто ответил себе на вопрос, часто ли бросается в глаза книжка на немецком - тот поймёт (конечно, если вы не работаете в магазине иностранной литературы или не живёте в немецкоговорящей стране… но в этом случае взгляд просто не выцепляет книги из обстановки, а воспринимает их как предметы интерьера).
- Не было чётко организованного времени для немецкого. Раз в неделю лучше, чем ноль раз, но этих разов в неделю должно быть больше одного или двух.
- Не было, опять же, системы! А главное - начинать не с самого начала довольно болезненно для мозгов.
Любители видеоигр знают, как полезен грамотный тьюториал. Если вы строите межгалактическую ферму, на 121 уровне вам наверняка будет доступно такое количество ресурсов, зданий, миссий и прочего, что их все не упомнишь. Но если игроку выдать всё это великолепие на первом уровне, он сойдёт с ума и сломает вам retention. Поэтому грамотные создатели игр знакомят человека с новым миром по чайной ложке, выдавая ему какой-нибудь один кирпич и единичку другого ресурса, чтобы он понял, как тут всё устроено.
А если ты пришёл учить язык и не начал с базы, то всегда будет чувство, как будто опоздал на фильм. Или на вечеринку, где всё съедено, а ты наливаешь в стакан остатки газировки со вкусом глагола zu tun.