О том, как использовался тот или иной символ в традиции, говорит и наличие данных символов в храмовом искусстве.
Явные следы такой традиции дошли и до наших дней. Речь о храмовой резьбе в так называемой Малой Алании-Русколани и в Сурожском княжестве, как эти земли именуются в "Русских Ведах", — то есть в древней Тавриде (об этом древнем русском княжестве я рассказывал здесь).
Эту страну, согласно «Велесовой книге» и иным источникам традиции, в древности населяли русколаны, здесь и сохранились образцы древнего храмового зодчества, восходящие к традиции древнеславянской.
"Тульские" древности в Крыму (Чуфут-кале).
Изучим культовое строение, находящееся в Старом городе, на плато Чуфут-кале, близ Бахчисарая. Это так называемый «мавзолей Джанике», который является, по нашему мнению, приспособленным под мавзолей древним русколанским храмом.
Удивительно, как сие строение напоминает по духу, стилю резьбы и пр. храмы Владимиро-Суздальской Руси! О сём напоминают и типичный для русских колоколен «восьмерик», и портал, колонны...
Известно, что изначально город на сём плато на месте древнего поселения тавров (они же и тиверцы, согласно «Велесовой книге») был возведён аланами и асами (то есть русколанами). Русколане сим городом владели с III по VI век н.э., затем они продолжали здесь жить уже под властью Византии вплоть до нашествия хазар в VIII и затем татар в XIII веках. То есть здесь менялась власть, но строения оставались прежние и украшения их почти не менялись.
Именовался сей град греками Фула (Thula) или, иначе… Тула. Не правда ли, совершенно русское имя? Славянской традиции известен и бог Ильм Тульский, Громовержец и брат (иной лик) Сварога…
Что мы видим? Храм восьмигранный, в него ведёт арочный вход-портал, с колоннами, с восемью ступенями. Справа и слева от входа видим восьмилепестковый цветок и восьмилучевую звезду...
Это символы Сварога в традиции. Сама резьба — по стилю русколанская, древнерусская плетёнка. Подобна она и кельтской, и скандинавской, и, конечно, армянской. Именно армянам её и приписывают отчего-то ныне.
Но заметим, что, по «Ярилиной книге», древние храмы Армении строились ещё во времена, когда её земли входили в Арийский союз вместе с Русколанью. Армянам же, между прочим, приписывают и точно такую же резьбу на храмах Владимиро-Суздальской Руси — с тем же основанием.
Полагаю всё же, что это русколанская плетёнка, да и летописи сохранили русские имена строителей сих храмов.
Сравним с этим храмом рисунок со старой гравюры, изображающий венедский (прусский) храм в Ромуве. И тут стены храма дают восьмигранник. Обратим внимание также на старинную гравюру (рисунок XVII века, сделанный по рисунку XIV века). Это изображение бога Радогаста в храме венедского города Ретра.
Как видим, для славянских храмов характерны арки и колонны... И внутри мавзолея Джанике такие же арки, византийские колонны и постамент, на коем ранее стояли статуи богов, а теперь лежит занесённый позднее (и ныне пустой) саркофаг Джанике-ханым, дочери Тохтамыша.
И, между прочим, находящаяся там плита с крестом — символ как христианский, так и ведославный и арианский (символы ислама в храме не замечены). Возможно, что этот древний языческий храм вначале из арианского стал православным-христианским и только потом мавзолеем татарским...
Славянские символы в Дорасе-Мангупе (Тор-граде).
Наиболее же интересен для нас — разрушенный храм в соседнем Мангупе древнем гото-аланском городе Дорасе (Тор-граде), к изучению развалин коего с остатками древней символики мы и переходим...
Напомним, что развалины этого храма находятся в землях Тавриды, которые были завоёваны князем Бусом Белояром во время войн с готами и Германарехом в IV веке н.э. Цитадель Магуп-Кале, или Дорес (Тор-град?), — древняя столица гото-русколанского царства, — безусловно, имела славянские ведические храмы, и декор одного из них неплохо сохранился.
Изучим дошедший до нас наличник этого храма с богатейшей древней символикой, без сомнения, имеющей отношение к традиции славяно-ведической.
Составляющей частью многих представленных на этом наличнике знаков является известный в традиции символ бога Рода — кольцо. Кольцо (Коло Рода) есть в каждом знаке, ибо боги — все дети Рода. Спираль в кольцах — также знак Рода, означающий коловращение Вселенной, но не только.
Мы видим здесь две разновидности спиралей. Одна врезана в камень. А вторая и третья — выпуклые. Тот знак, что со врезанной спиралью, расположен под знаком бога Велеса, под Семиконечной звездой. Правильнее всего его толковать как Солнце Ночное, или Солнце в Нави.
В «Велесовой книге» о нём говорится: «Солнце идёт к закату... чтобы Воз был смирными Волами влеком по синей степи. И там же Солнце ляжет спать в ночи...» (Троян IV, 9:5)
Далее видим два выпуклых Солнца в Яви (это символ Дневного Солнца) вокруг знака Ландыша Ярилы. Соседние шестилепестковые знаки в традиции толкуются как «розетка Перуна» (по Б.А. Рыбакову).
Эти знаки означают годовое колесо, которое Перун вращает, согласно «Прославлению Великого Триглава»: «И Громовержцу, Богу Перуну, богу битв и борьбы, говорили: Ты, оживляющий явленное, не преставай колёса вращать!»
Таким образом, весь рельеф сего наличника означает Годовое Коло. Вначале Зима (Велес, Власьевы дни в январе-феврале), потом Весна-Лето (Ярила, апрельские и июньские Ярилины дни). А далее символы осени и зимы, значащие здесь Диву-Козерога (декабрь).
* * *
Итак, очевидны и толкуемы однозначно на сём рельефе: семиконечная звезда Велеса, розетки Перуна, солнечные и Сварожьи символы. И всё это символы княжеского рода Яров, правившего в Русколани. Внутри под аркой, судя по окружающей символике, стояла статуя князя Буса Белояра.
В верхней части наличника символы Велеса, Ярилы, Дивы.
Восьмиконечная звезда — известный Сварожий символ. Но здесь он дан со вписанным треугольником и крестом. Это один из символов Дажьбога либо княжеская эмблема рода Дажень-яра и Буса Белояра. Двенадцатиконечная звезда напротив — в данном контексте может рассматриваться как женский символ: Великой Матери, также Милиды, либо Ярославны.
Заметим также, что на основе, символизирующей нижний мир, — изображены право- и левосторонние свастики. Впрочем, здесь этот узор можно толковать как символы Чёрного и Белого богов, которые «Сваргу поддерживают», согласно «Прославлению Великого Триглава».
Мы видим здесь также и девятиконечную звезду. В языческой русской традиции эта звезда (как и число девять) — символ бога Дыя и его потомков, в том числе Дивы Дыевны.
Здесь мы видим в центре девятиконечной звезды цветок, что означает, что пред нами символ именно богини Дивы (а не Дыя). Кстати, и само название «девять» происходит от Дивы (Дэви), смысл слова: «дева то».
Богиня Дива Дыевна — супруга бога Велеса. И в «Велесовой книге» они являются вместе в Нави: «А войдя в Навь, узрите Диву Дивную и Велеса Мудрого...» (Крыница 6:1).
И здесь мы также видим этот знак напротив знака Велеса. Вспомним также, что в православии девятиконечная звезда — это символ св. Духа, заместившего, как мы знаем, женское начало в ведославной Троице-Триглаве (Отец – Мать – Сын).
В целом же, в верху наличника представлен миф, самый известный в традиции Китежской, Светлояровой. Здесь Велес (семиконечная звезда) и Дива (девятиконечная звезда) рождают Солнцебога Ярилу.
Ярила представлен шестилепестковым цветком (как ландыш, в центре), и окружён солнечными символами. И в китежском мифе Велес протянул ландыш Диве и так зачал бога Ярилу.
От Ярилы произошёл род Яров — первых князей Святояров, Белояров, Новояров... Это генеалогический миф самого почитаемого княжеского русколанского рода, поддерживаемый правившей династией. В том числе родом Дажень-яра и Буса Белояра.
Русколанский символ Солнца на стене храма в Феодосии (м.б. древней Эвдусии Таврической)
Феодосия, один из древнейших городов России… Но, между прочим, это не первое имя города. Известно, что это имя дал захваченному городу боспорский царь Левкон I, в память своей жены, — её как раз и звали Федосьей, то есть по-русски — Дусей.
Говорят, что ранее при таврах город звался иначе, но созвучно (это мнение высказал ещё грамматик II века н.э. Ульпиан).
А как? Ну, думаю — Эвдусией Таврической! Есть же Эвдусия Кавказская, похожая на Феодосию — такие же золотые песчанные пляжи… Эвдусия — это самое старое, еще до-греческое, и можно сказать «эльфийское» название Анапы-Горгиппии . Вообще, греки — в данном случае милетцы — нередко захватывали и переименовывали старые таврские (пра-славянские) города на побережье… Были, к примеру и два Херсонеса: один в Тавриде, другой — город кавказских амазонок в современной Турции.
В античное время Феодосия являла собой город-государство, нередко воевавшее Боспорским царством (либо входившее в его границы), также и с Херсонесом… Её отделял от соседнего тавро-скифского, а потом и русколанского Сурожского княжества т.н. «ров скифских рабов», отсекавший по перешейку большую часть Тавриды от Керченского полуострова. Затем Феодосия была разрушена гуннами и пришла в совершенное запустение на 900 лет...
И просто чудо, что от старого, ещё русколанского, времени на стене одного храма остался след. Речь о храме св. Георгия 14 века. Кстати, одного из семи почитаемых русколанских князей...
И тут в кладке стены можно заметить вставку с орнаментом, явно оставшуюся от предыдущего храма. Уверен, русколанского! Причём, 4-6 веков н.э. Орнамент и солнышко повторяют мангупские, замеченные в Горном Крыму. То есть мы видим солнце на свастическом орнаменте...
Это только предварительное исследование древних славянских, русколанских символов Древней Тавриды.
#таврида #сурож #звезды #символы #язычество
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .