Найти тему
Александр Асов и К°

Славянские символы на облицовке древних храмов Тавриды (Крым)

Оглавление

О том, как использовался тот или иной символ в традиции, говорит и наличие данных символов в храмовом искусстве.

Явные следы такой традиции дошли и до наших дней. Речь о храмовой резьбе в так называемой Малой Алании-Русколани и в Сурожском княжестве, как эти земли именуются в "Русских Ведах", — то есть в древней Тавриде (об этом древнем русском княжестве я рассказывал здесь).

Эту страну, согласно «Велесовой книге» и иным источникам традиции, в древности населяли русколаны, здесь и сохранились образцы древнего храмового зодчества, восходящие к традиции древнеславянской.

Чуфут-кале (древняя Тула). Гравюра 18-го века.
Чуфут-кале (древняя Тула). Гравюра 18-го века.

"Тульские" древности в Крыму (Чуфут-кале).

Изучим культовое строение, находящееся в Старом городе, на плато Чуфут-кале, близ Бахчисарая. Это так называемый «мавзолей Джанике», который является, по нашему мнению, приспособленным под мавзолей древним русколанским храмом.

Удивительно, как сие строение напоминает по духу, стилю резьбы и пр. храмы Владимиро-Суздальской Руси! О сём напоминают и типичный для русских колоколен «восьмерик», и портал, колонны...

Предположительно храм Сварога (приспособленный под татарский мавзолей). Моё фото, бежит — мой сын Ярослав.
Предположительно храм Сварога (приспособленный под татарский мавзолей). Моё фото, бежит — мой сын Ярослав.

Известно, что изначально город на сём плато на месте древнего поселения тавров (они же и тиверцы, согласно «Велесовой книге») был возведён аланами и асами (то есть русколанами). Русколане сим городом владели с III по VI век н.э., затем они продолжали здесь жить уже под властью Византии вплоть до нашествия хазар в VIII и затем татар в XIII веках. То есть здесь менялась власть, но строения оставались прежние и украшения их почти не менялись.

Именовался сей град греками Фула (Thula) или, иначе… Тула. Не правда ли, совершенно русское имя? Славянской традиции известен и бог Ильм Тульский, Громовержец и брат (иной лик) Сварога…

У древнего "храма Сварога" в Туле Аланской.
У древнего "храма Сварога" в Туле Аланской.

Что мы видим? Храм восьмигранный, в него ведёт арочный вход-портал, с колоннами, с восемью ступенями. Справа и слева от входа видим восьмилепестковый цветок и восьмилучевую звезду...

Символы Сварога на храме (татарское название плато Чуфут-кале)
Символы Сварога на храме (татарское название плато Чуфут-кале)

Это символы Сварога в традиции. Сама резьба — по стилю русколанская, древнерусская плетёнка. Подобна она и кельтской, и скандинавской, и, конечно, армянской. Именно армянам её и приписывают отчего-то ныне.

Но заметим, что, по «Ярилиной книге», древние храмы Армении строились ещё во времена, когда её земли входили в  Арийский союз вместе с Русколанью. Армянам же, между прочим, приписывают и точно такую же резьбу на храмах Владимиро-Суздальской Руси — с тем же основанием.

Полагаю всё же, что это русколанская плетёнка, да и летописи сохранили русские имена строителей сих храмов.

1) Восьмигранный храм Ромуве и 2) стоящий в храме Ретры Радогаст.
1) Восьмигранный храм Ромуве и 2) стоящий в храме Ретры Радогаст.

Сравним с этим храмом рисунок со старой гравюры, изображающий венедский (прусский) храм в Ромуве. И тут стены храма дают восьмигранник. Обратим внимание также на старинную гравюру (рисунок XVII века, сделанный по рисунку XIV века). Это изображение бога Радогаста в храме венедского города Ретра.

Как видим, для славянских храмов характерны арки и колонны... И внутри мавзолея Джанике такие же арки, византийские колонны и постамент, на коем ранее стояли статуи богов, а теперь лежит занесённый позднее (и ныне пустой) саркофаг Джанике-ханым, дочери Тохтамыша.

Принесённый саркофаг Джанике (похоже, из другого камня). Ранее же под арками стояли статуи богов Великого Триглава. Думаю, Сварога-Матери Сва, Вышня-Перуна Тульского.
Принесённый саркофаг Джанике (похоже, из другого камня). Ранее же под арками стояли статуи богов Великого Триглава. Думаю, Сварога-Матери Сва, Вышня-Перуна Тульского.

И, между прочим, находящаяся там плита с крестом — символ как христианский, так и ведославный и арианский (символы ислама в храме не замечены). Возможно, что этот древний языческий храм вначале из арианского стал православным-христианским и только потом мавзолеем татарским...

Славянские символы в Дорасе-Мангупе (Тор-граде).

Наиболее же интересен для нас — разрушенный храм в соседнем Мангупе древнем гото-аланском городе Дорасе (Тор-граде), к изучению развалин коего с остатками древней символики мы и переходим...

Напомним, что развалины этого храма находятся в землях Тавриды, которые были завоёваны князем Бусом Белояром во время войн с готами и Германарехом в  IV веке н.э. Цитадель Магуп-Кале, или Дорес (Тор-град?), — древняя столица гото-русколанского царства, — безусловно, имела славянские ведические храмы, и декор одного из них неплохо сохранился.

Изучим дошедший до нас наличник этого храма с богатейшей древней символикой, без сомнения, имеющей отношение к традиции славяно-ведической.

Наличник из Дореса (Мангупа), древнего Тор-града (?)
Наличник из Дореса (Мангупа), древнего Тор-града (?)

Составляющей частью многих представленных на этом наличнике знаков является известный в традиции символ бога Рода — кольцо. Кольцо (Коло Рода) есть в каждом знаке, ибо боги — все дети Рода. Спираль в кольцах — также знак Рода, означающий коловращение Вселенной, но не только.

Мы видим здесь две разновидности спиралей. Одна врезана в камень. А вторая и третья — выпуклые. Тот знак, что со врезанной спиралью, расположен под знаком бога Велеса, под Семиконечной звездой. Правильнее всего его толковать как Солнце Ночное, или Солнце в Нави.

В  «Велесовой книге» о нём говорится: «Солнце идёт к закату... чтобы Воз был смирными Волами влеком по синей степи. И там же Солнце ляжет спать в ночи...» (Троян IV, 9:5)

Далее видим два выпуклых Солнца в Яви (это символ Дневного Солнца) вокруг знака Ландыша Ярилы. Соседние шестилепестковые знаки в традиции толкуются как «розетка Перуна» (по Б.А. Рыбакову).

Те же русколанские символы на русских прялках (толкуемые по Б.А. Рыбакову)
Те же русколанские символы на русских прялках (толкуемые по Б.А. Рыбакову)

Эти знаки означают годовое колесо, которое Перун вращает, согласно «Прославлению Великого Триглава»: «И Громовержцу, Богу Перуну, богу битв и борьбы, говорили: Ты, оживляющий явленное, не преставай колёса вращать!»

Таким образом, весь рельеф сего наличника означает Годовое Коло. Вначале Зима (Велес, Власьевы дни в январе-феврале), потом Весна-Лето (Ярила, апрельские и июньские Ярилины дни). А далее символы осени и  зимы, значащие здесь Диву-Козерога (декабрь).

* * *

Итак, очевидны и толкуемы однозначно на сём рельефе: семиконечная звезда Велеса, розетки Перуна, солнечные и Сварожьи символы. И всё это символы княжеского рода Яров, правившего в Русколани. Внутри под аркой, судя по окружающей символике, стояла статуя князя Буса Белояра.

В верхней части наличника символы Велеса, Ярилы, Дивы.

Восьмиконечная звезда — известный Сварожий символ. Но здесь он дан со вписанным треугольником и крестом. Это один из символов Дажьбога либо княжеская эмблема рода Дажень-яра и Буса Белояра. Двенадцатиконечная звезда напротив — в данном контексте может рассматриваться как женский символ: Великой Матери, также Милиды, либо Ярославны.

Заметим также, что на основе, символизирующей нижний мир, — изображены право- и левосторонние свастики. Впрочем, здесь этот узор можно толковать как символы Чёрного и Белого богов, которые «Сваргу под­держивают», согласно «Прославлению Великого Триглава».

Мы видим здесь также и девятиконечную звезду. В языческой русской традиции эта звезда (как и число девять) — символ бога Дыя и его потомков, в том числе Дивы Дыевны.

Здесь мы видим в центре девятиконечной звезды цветок, что означает, что пред нами символ именно богини Дивы (а не Дыя). Кстати, и само название «девять» происходит от Дивы (Дэви), смысл слова: «дева то».

Богиня Дива Дыевна — супруга бога Велеса. И в «Велесовой книге» они являются вместе в Нави: «А войдя в Навь, узрите Диву Дивную и Велеса Мудрого...» (Крыница 6:1).

И здесь мы также видим этот знак напротив знака Велеса. Вспомним также, что в православии девятиконечная звезда — это символ св. Духа, заместившего, как мы знаем, женское начало в ведославной Троице-Триглаве (Отец – Мать – Сын).

В целом же, в верху наличника представлен миф, самый известный в традиции Китежской, Светлояровой. Здесь Велес (семиконечная звезда) и Дива (девятиконечная звезда) рождают Солнцебога Ярилу.

Ярила представлен шестилепестковым цветком (как ландыш, в центре), и окружён солнечными символами. И в китежском мифе Велес протянул ландыш Диве и так зачал бога Ярилу.

От Ярилы произошёл род Яров — первых князей Святояров, Белояров, Новояров... Это генеалогический миф самого почитаемого княжеского русколанского рода, поддерживаемый правившей династией. В том числе родом Дажень-яра и Буса Белояра.

Русколанский символ Солнца на стене храма в Феодосии (м.б. древней Эвдусии Таврической)

Феодосия, один из древнейших городов России… Но, между прочим, это не первое имя города. Известно, что это имя дал захваченному городу боспорский царь Левкон I, в память своей жены, — её как раз и звали Федосьей, то есть по-русски — Дусей.

Говорят, что ранее при таврах город звался иначе, но созвучно (это мнение высказал ещё грамматик II века н.э. Ульпиан).

Феодосия (крепость Каффы).
Феодосия (крепость Каффы).

А как? Ну, думаю — Эвдусией Таврической! Есть же Эвдусия Кавказская, похожая на Феодосию — такие же золотые песчанные пляжи… Эвдусия — это самое старое, еще до-греческое, и можно сказать «эльфийское» название Анапы-Горгиппии . Вообще, греки — в данном случае милетцы — нередко захватывали и переименовывали старые таврские (пра-славянские) города на побережье… Были, к примеру и два Херсонеса: один в Тавриде, другой — город кавказских амазонок в современной Турции.

В античное время Феодосия являла собой город-государство, нередко воевавшее Боспорским царством (либо входившее в его границы), также и с Херсонесом… Её отделял от соседнего тавро-скифского, а потом и русколанского Сурожского княжества т.н. «ров скифских рабов», отсекавший по перешейку большую часть Тавриды от Керченского полуострова. Затем Феодосия была разрушена гуннами и пришла в совершенное запустение на 900 лет...

И просто чудо, что от старого, ещё русколанского, времени на стене одного храма остался след. Речь о храме св. Георгия 14 века. Кстати, одного из семи почитаемых русколанских князей...

Храм св. Георгия, 14 век.
Храм св. Георгия, 14 век.

И тут в кладке стены можно заметить вставку с орнаментом, явно оставшуюся от предыдущего храма. Уверен, русколанского! Причём, 4-6 веков н.э. Орнамент и солнышко повторяют мангупские, замеченные в Горном Крыму. То есть мы видим солнце на свастическом орнаменте...

Жёлтым цветом выделена вставка с предыдущего русколанского храма.
Жёлтым цветом выделена вставка с предыдущего русколанского храма.

Это только предварительное исследование древних славянских, русколанских символов Древней Тавриды.

#таврида #сурож #звезды #символы  #язычество

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .