Давно хотел сходить в музей архитектуры в Москве, который на Воздвиженке. Очень давно. Представлял показанные на чертежах или в макетах формы футуристических зданий, башенки с часами, изящные колонны классицизма домов из прошлых веков, проекты изогнутых мостов, паутины подвесных тросов, широкие эспланады и быстрые улицы, современные постройки с глубокими мощными фундаментами 100 этажных высоток, дерзкие инженерные решения – не буду перечислять, устанете раньше времени.
Все совсем не так!
Ускорила мой поход на "встречу с удивительным" передача Михаила Жебрака "Пешком", где он рассказывал об этом музее, упоминая имя великого архитектора нашего времени Алексея Викторовича Щусева.
Здание Казанского вокзала, музей Ленина на Красной площади, красивый жилой дом полукругом на Ростовской набережной напротив Киевского вокзала, станция метро Комсомольская кольцевой линии, гостиница Москва на Манежной площади, известное здание на Лубянке, много храмовых сооружений, можно долго перечислять – творения его рук. Музей архитектуры, куда я вас приглашаю, носит его имя.
Жебрак – потрясающий рассказчик, с приятными манерами и интонацией в голосе, интеллигентный, глубоко знающий материал. Его передача идет по будням на канале «Культура» в утренние часы, смотрю ее всегда перед уходом на работу, предпочитая позитив и историю родного города страшным новостям о рейдерских захватах, курсе доллара и взлетевших ценах в стиле «шеф, всё пропало».
Музей гораздо скромнее моих представлений о нём, и я бы сказал, архитектура здесь и близко не стояла. Если только так, фрагментами. И экспонатов здесь - раз-два и обчёлся. По сути - это музей истории, а не архитектуры. Скорее, музей истории одного значимого объекта, которого уже, увы, не существует. Музей, рассказывающий о том, как люди науки, зная о скором исчезновении этого объекта, сумели сохранить о нем память, сберегли редчайшие произведения искусства.
Речь пойдет о взорванном в 1940 году и позднее затопленном Троицком Макарьевском мужском монастыре в Калязине, некогда очень богатом и красивом городке, стоящем на самом берегу матушки-Волги.
Вначале немного о его происхождении.
Троицкий Макарьев монастырь был основан в 1434 году преподобным Макарием Калязинским. Хорошо располагался стратегически - он защищал Москву на дальних подступах с севера. За 500 лет существования приобрел славу одного из богатейших и почитаемых в России. Монастырь был связан с важными событиями в истории Российского государства. В 1610 году он стал местом жестоких сражений с польско-литовскими интервентами и сильно пострадал от пожара.
В 1650 году царь Алексей Михайлович выделил средства из казны на его восстановление и создание новой росписи в Троицком соборе и надвратной церкви, помня о чудесном спасении его семьи в стенах обители – в то время в Москве свирепствовала чума.
Тогда же, к середине XVII века, собственными мастерами каменных дел монастырь обносится стенами с круглыми угловыми башнями, въездными воротами в южной стене, возводится Алексеевская церковь с пристроенными к ней монашескими кельями. Спустя 100 лет над Святыми (въездными) воротами была возведена (надвратная) Макариевская церковь.
Ветшавшие деревянные монастырские постройки заменяются на каменные. Монастырь прирастает церквями, колокольнями, территориями. Крепнет, хорошеет и обновляется.
…Время идет и оно безжалостно! В 1920 году монастырь закрывается и большую часть его построек передают на нужды Советской власти. Теперь здесь располагается детская колония для беспризорников, затем – Дом отдыха рабочих Электрозавода Москвы.
Но энтузиастам и ученым удалось сохранить часть монастыря, создав тогда же в Братском и других корпусах музей, что позволило сберечь старинные рукописные книги, церковные предметы и одежду. Но и музей просуществовал недолго.
Судьба монастыря была окончательно решена в 1935 году, когда Советской властью было принято решение о строительстве Угличского водохранилища, необходимого для создания Угличской, Рыбинской и других ГЭС. Плотины ГЭС были нужны не только для снабжения Москвы волжской водой и электроэнергией, но и для создания судоходных глубин в верховьях Волги. Угличская ГЭС, построенная перед самой войной, снабжала необходимой электроэнергией Москву в суровые годы.
Будете в Угличе – обязательно посетите очень интересный Музей гидроэнергетики, советую, он находится в центре небольшого городка. Но дорога к нему - жуть, яма на яме. Здесь же находится Угличская ГЭС. Заодно и «прокатитесь колбаской по Малой Спасской», узнав, откуда это устоявшееся выражение из детства тех, кто постарше.
Проектирование и строительство Угличского гидроузла изменило судьбу Калязина и окрестностей. Территория Троицкого Макарьевского монастыря, Никольский храм, часть города попали под затопление. Водохранилище началось заполняться волжской водой, останки взорванного храма медленно уходили под воду.
За 8 последующих лет уровень Волги поднялся почти на 20 метров, навсегда ушло под воду 30 городских и сельских храмов, более 100 сёл, больших и малых деревень, великолепные хвойные леса.
Но памятники обители и удивительная роспись храмов не исчезли бесследно! Поскольку монастырь всё же был признан безбожной Советской властью величайшим памятником архитектуры высшей категории, в котором воплотились традиционные и узнаваемые черты соборов Московского Кремля, было принято решение об обмерах Троицкого собора и спасении редчайших и великолепно сохранившихся фресок мастеров 17 века. Фрески датированы 1654 годом.
С 1934 по 1940 годы постройки монастыря были разобраны, кирпичи стен храмов и монастыря получили вторую жизнь – их отвезли в Углич, на строительство плотины ГЭС. Удалось бережно демонтировать ряд важных архитектурных фрагментов. Портал придела Троицкого собора с северного фасада вставлен в стену Донского монастыря. Донской монастырь сегодня находится на глубокой реставрации, весь в строительных лесах и под сеткой, сделать фотографию портала для читателя не удалось. Был я здесь в самом начале апреля, не по-весеннему снежному и холодному.
Но как спасти фрески, нарисованные на стене? Некоторые фрески имеют ширину и в высоту около 2-х метров, и это единый эпизод. Это же не картинное полотно - снял и скатал. И они находятся на огромной высоте под сводами храма. И не на плоской поверхности на уровне глаз, удобной для работы.
Была разработана целая технология, достаточно простая, но верная. И это все делалось зимой, в мороз, в неотапливаемом помещении. По периметру фресок специалисты вырубали небольшую канавку глубиной 3 -5 см, и потом шашками (ножами) бережно срезали слоя штукатурки с нанесенными фресками, продвигаясь по сантиметру, документируя свои шаги.
Предварительно на внешнюю сторону фрески приклеивали на крахмальный клейстер тонкую материю, тем самым создав гибкий каркас. Потом, в мастерских, энтузиасты и специалисты-реставраторы во главе с учеными, гибкий каркас клали на каркас жесткий, так называемый паркетаж. Благодаря такой ювелирной работе реставраторов вот это все великолепие дошло до нас.
Надо сказать, что общая площадь фресок всего храма 1000 кв. метров, удалось сохранить 150. Большая часть из них расположена здесь, в Музее архитектуры, часть - в Калязинском краеведческом музее, часть - в Строгановском художественном училище и Русском музее Санкт-Петербурга.
Фрески были написаны в 1654 году. Их делали те же мастера, что и расписывали соборы Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области, Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря – удивительные по своей красоте места, мне посчастливилось не единожды там побывать. Фамилии мастеров до нас дошли – они на отдельной фреске Троицкого собора.
Вырезались фрески со стен храма в 1940 году. Они великолепно сохранились, пережив столетия и шоковый переезд на новое место жительства. При их изучении возникают совершенно необычные ощущения. Настоящие, первозданные храмовые творчества, уникальные, я рассматриваю на уровне своих глаз, а не под сводами храма. В музее, в центре Москвы.
Не могу не добавить! Как я уже говорил, фрески были созданы в 1654 году на деньги батюшки Петра Первого - царя Алексея Михайловича, который не раз там бывал и проникся красотой храма и стен монастыря. Алексей Михайлович человеком был сильно верующим и охотно жертвовал на создание и укрепление мощи монастырей. Если вы не были на Валдае, не любовались луковичками церквей Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря, расположенного на острове озера Валдай, не гуляли по вековым сосновым лесам, окружающим храм, не ели церковного ароматного хлеба, буханку которого можно съесть за раз - вам срочно надо там побывать! В строительстве Иверского монастыря участвовал Алесей Михайлович, одобрив предприятие патриарха Никона. И это был год 1654.
Обязательно полюбуйтесь Сиверским озером с колокольни Кирилло-Белозерского монастыря, поверьте, там очень красиво и интересно. И городок Кириллов Вологодской области произведет на вас приятное впечатление. И Звенигород под боком для москвичей. Едва ли вы в этом году сможете куда-либо поехать далеко, и я бы не советовал. Вместо моря Средиземного – озеро Сиверское. Я планирую в очередной раз быть там в мае.
Текст получился больше, чем я ожидал. Для меня религия - сложная тема, мне она интересна с точки зрения истории, я всегда восторгаюсь чем-то для себя необычным. И это навсегда откладывается в моей памяти.
Теперь фото и комментарии, они значительно дополнят текст. В этой публикации я решил оставить фотографии «на потом», я делаю так впервые. Но, как всегда, будет несколько галерей, здесь их 13, обязательно посмотрите, я для вас старался.
Подведу итог. Вот так еще один пазл с фрагментами знаний нашей истории встал в моем мозгу на соответствующее место. И моя история знакомства с затопленной колокольней и этими святыми местами, попетляв вместе со мной по таким же интересным местам России, получила окончание, возможно, продолжение. Репортаж окончен. Музей к посещению советую однозначно! Конечно, и сам город Калязин, хотя бы для того, чтобы увидеть колокольню. А если еще и с борта теплохода увидите ее - вообще отлично будет. Бонусом еще несколько фотографий, возможно, когда-нибудь захочется рассказать об этих красивейших местах подробнее.