Зарисовка из жизни. Одна преподавательница русского и литературы занималась с девочкой онлайн. Девочка живет на северах. И вот она не поняла в книге выражение "креста на вас нет" и спросила, что сие означает.
Преподаватель объяснила так : "Ну вот приходишь ты в магазин, а там кило яблок по тысяче рублей. И ты восклицаешь: "креста на вас нет, ироды!"
Девочка: "Ну, у нас в магазине яблоки тысячу сто. А что выражение-то значит?"
______________________________________________________________________________________
Речь сегодня пойдет об арктической теории. В девятнадцатом веке в двух разных уголках мира, в Америке и Индии, двое ученых, Уоррен и Тилак, пришли к выводу, что прародина человечества находилась где-то в арктической зоне, в некой точке времени и пространства, когда климат был гораздо мягче, чем сейчас. И именно похолодание подтолкнуло индоевропейские племена к переселению в южные районы.
Как ни странно, теория эта не растаяла и в 20 веке. Она находила новых последователей, причем среди известных ученых, и обрастала все новыми подробностями.
Гиперборея и Беловодье, похоже, не такие уж сказки.
Хотя Википедия все еще презрительно фыркает на нашу теорию и обзывает ее псевдонаучной, я все же хочу напомнить: двести лет ушло, чтобы разобраться со "Словом о полку Игореве". Тоже вот многие считали, что это подделка.
Двести лет на один текст! А тут тема огромная. И черепашьим шагом, коим, увы, продвигаются гуманитарные науки, ибо человечество предпочитает вкладывать пиастры в иные отрасли знания, еще не скоро мы подползем к стопроцентным доказательствам. Пока что мы на стадии накопления материала.
Поэтому рано, рано еще записывать арктическую в фейки. Еще не вечер!
Давайте разберем один из паззлов, составляющих эту ледяную мозаику: странный образ зари в гимнах Ригведы. О ней у Тилака отдельная глава в его труде "Арктическая родина в Ведах".
Я не буду его цитировать. Расскажу то, что зацепило лично меня, когда я внимательно прочла все гимны, посвященные заре.
Материала для удивления тут столько, что хватит на добрый рулон обоев.
Однако мой блог ограничен спичечным коробком дзен-статьи, поэтому вот пара кратких выводов:
1. Ушас занимает в Ригведе почетное место. Это единственное женское божество, которому посвящено максимальное количество персональных гимнов: девятнадцать. Не считая тех, где она упоминается совместно с другими богами: Тилак приводит 300 мест.
Для сравнения: гимн, посвященный богине Сарасвати, один.
Странный перекос, да? Тем более что Сарасвати знают даже люди, далекие от индийской мифологии, а вот про Ушас слышали только записные индоманы.
Тем, кто, вызывая неодобрение скептически настроенной публики, дрейфует на льдине арктической теории, как раз все ясно: в древности люди еще помнили о своей прародине.
Где-нибудь в условном Мурманск-пуре заря была долгожданным событием. Она была естественным праздником, провозглашавшим окончание многомесячной ночи.
Когда индоарии переселились в Индию, заря превратилась в ежедневное, обыденное событие. Сами гимны Ригвед стали туманными, неясными. На сцену вышли другие богини.
2. День, ночь и заря не похожи в гимнах на короткие отрезки времени.
Индра поднял солнце на небо,
Чтоб долго можно было видеть его.
Долго.
Она запрягла коней издалека -
От восхода солнца
Выезжает к людям
На сотне колесниц эта приносящая счастье Ушас
Издалека.
И в другом гимне — опять это "непонятное" для скептиков "далеко":
Та, что запрягла коней вдалеке,
Объезжает пять людских поселений за один день.
Вот еще отрывок. По-моему, он тоже о том, что зарю ждут долго:
Ушас светила всегда, и теперь она будет светить.
Богиня - вдохновительница колесниц,
Которые держались наготове к ее приходам,
Как жаждущие добычи мореходы — к выходу в море.
И еще:
Со светлым теленком, светящаяся, сияющая, она пришла,
И уступила черная (ночь) ей свои насиженные места.
Насиженные места.
Возникло и знамя Ушас на Востоке.
Она вышла нам навстречу из своего прочного укрытия.
Прочного укрытия.
Ее приход описывается как грандиозное, помпезное, долгожданное событие.
И вообще, она, словно возлюбленная, и желанная, и капризная. Сразу видно, ей дорожат и стараются подольститься, чтоб не убежала:
О Ушас, та, которой неизвестно как понравиться,
Какой смертный насладится тобой, о бессмертная?
Она называется возлюбленной бога солнца Сурии, бога огня Агни, и просто человека! Эту барышню в розовом сари желают все!
Не слишком ли много восторгов для скромной полоски тропического рассвета?..
Учитывая, что прекрасная Сарасвати и близко не удостоилась таких восхвалений, не говоря о других богинях? Почему же поэты без устали льют мед метафор именно на ее порог?
Да потому что тяжело без света сидеть по многу месяцев. Ни яблок по божеским ценам, ни витамина D. Вот из другого гимна:
Где теперь солнце? Кто (это) постиг?
К какому небу протянулся его луч?
Нет, правда, это все похоже лишь на упражнения в изящной словесности?.. Что за странный вопрос — "где солнце"? Неужели это все можно списать на то, что древние авторы перебрали сомы и болтают невесть что?
Одно дело жить в наших широтах, где день, ночь и заря — лаконичные отрезки времени. А вот полярная ночь могла у древних вызывать подозрения, что восход солнца не гарантирован.
В долгий мрак погрузился тот, кому Индра враг
Вот так. Не холодом, не голодом, не оружием, а мраком пугают врагов.
И вот еще: радость в этом отрывке как-то не очень похожа на стандартную радость по окончанию обычной ночи. Опять некоторый диссонанс между таким банальным событием, как утро, и бурей восторгов по этому поводу:
Мы переправились на ту сторону этого мрака,
Зажигающаяся Ушас создает свои знаки
Как соблазнитель, она улыбается, ярко сияя.
Прекрасноликая пробудила людей для хорошего настроения.
Интересно, что Ушас везде сопровождают коровы. Так что корова Зорька, которую можно найти почти в каждой русской деревне, похоже, живой сувенир из нашего арктического прошлого.
Но, может, это все люди сочинили от нечего делать. В Индии нет потребности возводить утепленное жилье, рубить дрова, а неурожай бананов, как в анекдоте, только если ветер не подует и бананы на землю не упадут. Сиди себе, сочиняй за чаркой сомы.
Так что пока это только версия.