Теория ограничения систем гласит — в один момент времени на эффективность системы всегда влияет только одно ограничение!
Все мы знакомы с такими понятиями, как «поток», «воронка», «узкое горлышко» итп. Так вот — именно по теории ограничения систем эффективность системы определятся самым «узким» местом этой самой системы. И только им.
«Узкое» место = ограничение!
Практическое применение ТОС заключается в том, чтобы найти это ограничение и устранить его. После того, как самое сильное ограничение устраняется, на систему начинает влиять новое ограничение, которое следует устранить итд.
Объясню на маленьком примере
Пришел ко мне в салман консалтинг клиент и говорит: «Тратим мы на рекламу, Тимур Владимирович, 800 000 рублей в месяц и получаем с этого 10 заявок на отдел продаж. Вроде бы не плохо, но хотелось бы повысить эффективность! Что делать?»
С ходу — варианта два: первый — сделать так, чтобы за 800 000 рублей приходило больше заявок; и второй — сделать так, чтобы те же 10 заявок приходили за меньшие деньги. Какой выбрать?
«Хотим больше заявок!», говорят клиенты
Предположим… Предположим, мы сделали больше заявок за те же деньги. Что не учли? — Не учли мощность отдела продаж.
Сделать больше заявок мы можем. Это не сложно. Но вот сможем ли мы их обработать? …
«Тогда нам нужно увеличить мощность ОП!», говорят клиенты
Не спешите! Предположим, мы сильно напряглись и смогли обработать больше заявок. Что не учли? — Не учли мощность производства.
Даже если мы увеличим мощность ОП и сможем обработать больше заявок, это не даст нам рост — мы не сможем произвести больше единиц продукта и исполнить все взятые на себя обязательства в адекватные сроки.
«Тогда нам нужно увеличить мощность производства!», говорят клиенты
Верно. Но не стоит спешить. Согласно теории ограничения систем, действительно, сначала нужно заняться снятием ограничения мощности производства, затем — снятием ограничения мощности ОП и только потом — увеличением числа входящих заявок. НО! Не нужно ложиться грудью на амбразуру, нужно подходить к процессу снятия ограничений с умом!
Стратегия такая
- Сделать так, чтобы те же 10 заявок приходили за меньшие деньги
- Высвободившийся капитал дополнительно направить на увеличение мощности прозводства. Увеличить мощности производства
- Исходя из новых мощностей производства, увеличить мощность ОП
- Исходя из мощностей производства и ОП, увеличить поток входящего трафика до получения нужного количества заявок
Что мы и сделали!
Мы сделали для клиент так, что те же 10 заявок стали приходить за 300 000 рублей. А освободившийся капитал был дополнительно направлен на увеличение мощности производства.