Могут ли винтажные акустические системы приносить удовольствие спустя 45 лет. Мы говорим об удовольствии не только в звуке, но и об эстетике. Вашему вниманию предлагается краткий обзор работ по доведению акустических систем Technics SB-500 до идеального состояния, забегаю вперед, скажу, выглядеть они будут, как будто их произвели не 45 лет назад, а в прошлом году, а звучать они будут на уровне HIGH END современных акустических систем стоимостью в районе 50 000$.
Фильтр/кроссовер акустических систем Technics SB-E500
Стоковый фильтр выполнен на печатной плате с тонкими проводящими дорожками и большим количеством контактов с применением не акустических разъемов. Внутренняя разводка выполнена тонким электротехническим проводом сечением 0.5мм2. Все индуктивности намотаны на ферритовых сердечниках тонким проводом, данные катушки имеют повышенное сопротивление, до 0.6-0.8 ом, что на 1-1.5 Дб снижает отдачу на низких частотах и ухудшает артикуляцию звучания баса.
В кроссоверах компании Technics (все модели!), да и большинства других Японских производителей (особенно в недорогих акустических системах) применяются катушки индуктивности с ферритовыми сердечниками. Ферритовые сердечники входят в насыщение на мощности более 10-100Вт (зависит от сердечника, конструкции и индуктивности), в результате чего индуктивность катушки "плывет" и в музыкальных пиках меняется частота раздела фильтра. Индуктивности на ферритовых сердечниках в фильтре средних и высоких частот вносят искажения и муть в звук.
В кроссовере Technics SB-E500 установлены низковольтные пленочные конденсаторы применяемые в недорогой радиоэлектронике 1970-х гг, но не подходящие для использования в акустических системах, особенно в фильтрах высоких частот, где эти конденсаторы ограничивают верхний воспроизводимый частотный диапазон, а так же имеют чрезвычайно высокий микрофонный эффект. В басовом фильтре стоит масляный конденсатор приемлемого качества, но рекомендуется его проверить на соответствие емкости, т.к. за годы может нарушиться герметичность и масло может вытекать.
Используемые керамические резисторы имеют невысокую мощность (5-7Вт), что не позволяет долго прослушивать музыку даже на средней громкости - резисторы быстро перегреваются в результате чего у них изменяется сопротивление. Перед платой кроссовера установлен блок защиты динамических головок имеющий пониженную проводимость и вносящий искажения. Входные терминалы не позволяют подключить кабель большого сечения.
В результате воздействия времени, все контакты, разъемы окислились, их проводимость ухудшилась, масляный конденсатор на НЧ потерял емкость на 20% от номинала. Система защиты окислилась, один контакт был пригоревший и не пропускал сигнал вообще - не работал один ВЧ динамик на одной колонке.
Переменные проволочные резисторы установленные для регулировки отдачи СЧ, ВЧ и мидбаса - шуршали и плохо контачили. При регулировке было трудно попасть на участок с хорошим контактом. На СЧ и ВЧ в стоковом варианте, установлены самые дешевые переменные резисторы неудовлетворительного качества с одной контактной группой мощностью 6 Вт и , при повышении мощности, резисторы перегревались и за годы работы деградировали, в результате чего контакт ухудшился. Переменный резистор на мид бас использован неплохой - производства компании Pioneer и мощностью 25 Вт, он более надежный с двумя контактными дорожками, но его тоже пришлось заменить, т.к. из-за воздействия времени и он начал "шуршать".
Было проведено сравнительное тестовое прослушивание, участники: данные Technics SB-E500, Pioneer SF-1 Custom (ранее была проведена профилактика и апгрейд), OTTO SX-P1 (раннее была проведена профилактика), Lo-D HS-90F, STEREOTEST Monitor 6, Sanyo SX-Z3000 (после глубокого апгрейда). В сравнении со всеми этими акустическими системами, данные Technics имели грязный звук с повышенным содержанием шумов-шлейфов, так называемых грязных послезвучий. Высокие частоты звучали как будто через толстое одеяло, при этом на некоторых композициях, на частотах в районе 10 кГц появлялись режущие слух призвуки, воспринимающиеся как задранный верх. Средние частоты имели гнусавый оттенок и напирали на уши, бас мягкий, достаточно глубокий, но лишенный скорости, атаки, динамики, партия бас гитары сливалась с бас бочкой в единое "басовое месиво". Сцена широкая, масштабная, но не структурированная с размазанными образами.
Решено было выполнить абсолютно новый кроссовер изготовленный навесным монтажом с применением специально подобранных под данные динамические головки деталях. Для этого было проведено тестовое прослушивание конденсаторов разных марок именно с данными головками, и определены наиболее подходящие конденсаторы, а не по принципу, чем дороже, тем лучше. Тем не менее, специалистами компании STEREOTEST, было определено два варианта комбинаций конденсаторов – бюджетный и бескомпромиссный, причем оба варианта дают ощутимый эффект при прослушивании в сравнении со штатными конденсаторами.
На мидбас и бас были применены индуктивности намотанные на аморфном железе (заказное железо из Японии, на подобном железе мотаются трансформаторы Tango для ламповых усилителей), моножила которой намотаны все индуктивности нового фильтра очищенная медь сечением 2.5мм2. На СЧ и ВЧ применены катушки с воздушными сердечниками с низкой высотой намотки и большим диаметром - они абсолютно свободны от искажений и имеют минимальное сопротивление. Вместо стоковых керамических резисторов 5-7 Вт, применены безиндуктивные резисторы повышенной мощности (20Вт) с бифилярной намоткой из константановой проволоки. Сама топология нового фильтра разработана таким образом, чтобы было меньше мест пайки и контактов. Топология новой платы рассчитывалась исходя из минимальной длины проводников, минимального числа разрывов на пути сигнала. При размещении всех элементов нового кроссовера учитывалось взаимное влияние электромагнитных полей катушек индуктивности. Вся пайка выполнена аудифильским «серебряным» припоем Oyaide, а разводка выполнена специальным акустическим кабелем из бескислородной меди. Штатные акустические терминалы заменены на терминалы WBT. Все штатные переменные резисторы заменены на новые Fostex R82 и Fostex R80.
После всех работ были проведены акустические измерения и тестовое прослушивание. Звук Technics SB-E500 невероятно преобразился, очистился от грязи, искажений, все послезвучия стали чистыми и тонкими с плавным спадом, сцена приобрела четко очерченный образ, с правильным эшелонированием виртуальных источников в пространстве. Удивили динамические возможности и бас. Басгитара - отделилась от бас бочки и стала упруго прорисовываться в пространстве. На записях группы Yello стали очерченными инфранизкочастотные составляющие, которые раньше воспринимались как гул и каша. Поднялась чувствительность и общая громкость звучания, причем СЧ рупор перестал давить неприятно на уши. Невероятно поднялось разрешение на ВЧ, слышны все малейшие звуки и послезвучия, стало больше пространства и воздуха. ВЧ поднялись настолько, что переменные резисторы, для линейной АЧХ, теперь необходимо убавлять на 3дб! относительно разметки NORMAL.
Из измерений видно, что поднялся общий уровень чувствительности на 3дб. Бас поднялся на 40 Гц на 8дб. Уменьшилась флуктуация на мидбасе и нижней середине, поднялся общий уровень ВЧ на 2 дб, но из-за того что высокие частоты стали прозрачными и чистыми, на слух кажется что верха стало минимум на 6-8Дб больше. Кажется, что в номом кроссовере организовался провал на 3.2-3.8кГц, на самом деле этот провал изначально был заложен разработчиками Technics для комфортного звучания средних частот. В варианте до апгрейда этого провала нет, потому, что емкости конденсаторов за годы ушли от номинала, а мы при разработки нового кроссовера использовали емкости, которые были определены разработчиками Technics, это делалось для получения заложенного производителем тонального баланса. Подъем АЧХ в новом кроссовере в диапазоне 400-600Гц обусловлен ростом отдачи мидбасового динамика, т.к. новые установленные катушки индуктивности имеют меньшее сопротивление и с ними чувствительность выше. Данный подъем по желанию легко корректируется аттенюаторами. Запас отдачи в данном диапазоне является большим плюсом, т.к. часто здесь наблюдаются комнатные провалы, которые теперь можно компенсировать.