Найти тему
STEREOTEST

Делаем из винтажных акустических систем - новые, на примере Technics SB-E500.

На фото Technics SB-E500 после проделанных работ и акустические системы STEREOTEST Monitor 6
На фото Technics SB-E500 после проделанных работ и акустические системы STEREOTEST Monitor 6

Могут ли винтажные акустические системы приносить удовольствие спустя 45 лет. Мы говорим об удовольствии не только в звуке, но и об эстетике. Вашему вниманию предлагается краткий обзор работ по доведению акустических систем Technics SB-500 до идеального состояния, забегаю вперед, скажу, выглядеть они будут, как будто их произвели не 45 лет назад, а в прошлом году, а звучать они будут на уровне HIGH END современных акустических систем стоимостью в районе 50 000$.

Фильтр/кроссовер акустических систем Technics SB-E500

Стоковый фильтр выполнен на печатной плате с тонкими проводящими дорожками и большим количеством контактов с применением не акустических разъемов. Внутренняя разводка выполнена тонким электротехническим проводом сечением 0.5мм2. Все индуктивности намотаны на ферритовых сердечниках тонким проводом, данные катушки имеют повышенное сопротивление, до 0.6-0.8 ом, что на 1-1.5 Дб снижает отдачу на низких частотах и ухудшает артикуляцию звучания баса.

Штатный кроссовер Technics SB-E500. В нем реализована возможность подключения Мультиампинга, из-за этого применено несколько уровней разъемов и контактов ухудшающих качество звука.
Штатный кроссовер Technics SB-E500. В нем реализована возможность подключения Мультиампинга, из-за этого применено несколько уровней разъемов и контактов ухудшающих качество звука.
-3

В кроссоверах компании Technics (все модели!), да и большинства других Японских производителей (особенно в недорогих акустических системах) применяются катушки индуктивности с ферритовыми сердечниками. Ферритовые сердечники входят в насыщение на мощности более 10-100Вт (зависит от сердечника, конструкции и индуктивности), в результате чего индуктивность катушки "плывет" и в музыкальных пиках меняется частота раздела фильтра. Индуктивности на ферритовых сердечниках в фильтре средних и высоких частот вносят искажения и муть в звук.

В кроссовере Technics SB-E500 установлены низковольтные пленочные конденсаторы применяемые в недорогой радиоэлектронике 1970-х гг, но не подходящие для использования в акустических системах, особенно в фильтрах высоких частот, где эти конденсаторы ограничивают верхний воспроизводимый частотный диапазон, а так же имеют чрезвычайно высокий микрофонный эффект. В басовом фильтре стоит масляный конденсатор приемлемого качества, но рекомендуется его проверить на соответствие емкости, т.к. за годы может нарушиться герметичность и масло может вытекать.

-4

Используемые керамические резисторы имеют невысокую мощность (5-7Вт), что не позволяет долго прослушивать музыку даже на средней громкости - резисторы быстро перегреваются в результате чего у них изменяется сопротивление. Перед платой кроссовера установлен блок защиты динамических головок имеющий пониженную проводимость и вносящий искажения. Входные терминалы не позволяют подключить кабель большого сечения.

Блок защиты из которого выходит почерневший провод подгорел и перестал работать. Сам блок защиты вносит искажения в звук.
Блок защиты из которого выходит почерневший провод подгорел и перестал работать. Сам блок защиты вносит искажения в звук.
Печатная плата имеет тонкие дорожки, безграмотную топологию с близким расположением деталей, большим количеством соединений и и длинными путями прохождения сигнала.
Печатная плата имеет тонкие дорожки, безграмотную топологию с близким расположением деталей, большим количеством соединений и и длинными путями прохождения сигнала.

В результате воздействия времени, все контакты, разъемы окислились, их проводимость ухудшилась, масляный конденсатор на НЧ потерял емкость на 20% от номинала. Система защиты окислилась, один контакт был пригоревший и не пропускал сигнал вообще - не работал один ВЧ динамик на одной колонке.

Переменные проволочные резисторы установленные для регулировки отдачи СЧ, ВЧ и мидбаса - шуршали и плохо контачили. При регулировке было трудно попасть на участок с хорошим контактом. На СЧ и ВЧ в стоковом варианте, установлены самые дешевые переменные резисторы неудовлетворительного качества с одной контактной группой мощностью 6 Вт и , при повышении мощности, резисторы перегревались и за годы работы деградировали, в результате чего контакт ухудшился. Переменный резистор на мид бас использован неплохой - производства компании Pioneer и мощностью 25 Вт, он более надежный с двумя контактными дорожками, но его тоже пришлось заменить, т.к. из-за воздействия времени и он начал "шуршать".

Переменные резисторы СЧ и ВЧ - Technics SB-E500 имеют мощность всего 6 Вт, они перегревались, со временем покрылись окислом и потеряли контакт.
Переменные резисторы СЧ и ВЧ - Technics SB-E500 имеют мощность всего 6 Вт, они перегревались, со временем покрылись окислом и потеряли контакт.
Переменный резистор мидбасового динамика Technics SB-E500 приемлемого качества, но из-за перегрева его корпус почернел и внутри, контактные дорожки потеряли проводимость из-за чего появился треск при регулировки.
Переменный резистор мидбасового динамика Technics SB-E500 приемлемого качества, но из-за перегрева его корпус почернел и внутри, контактные дорожки потеряли проводимость из-за чего появился треск при регулировки.

Было проведено сравнительное тестовое прослушивание, участники: данные Technics SB-E500, Pioneer SF-1 Custom (ранее была проведена профилактика и апгрейд), OTTO SX-P1 (раннее была проведена профилактика), Lo-D HS-90F, STEREOTEST Monitor 6, Sanyo SX-Z3000 (после глубокого апгрейда). В сравнении со всеми этими акустическими системами, данные Technics имели грязный звук с повышенным содержанием шумов-шлейфов, так называемых грязных послезвучий. Высокие частоты звучали как будто через толстое одеяло, при этом на некоторых композициях, на частотах в районе 10 кГц появлялись режущие слух призвуки, воспринимающиеся как задранный верх. Средние частоты имели гнусавый оттенок и напирали на уши, бас мягкий, достаточно глубокий, но лишенный скорости, атаки, динамики, партия бас гитары сливалась с бас бочкой в единое "басовое месиво". Сцена широкая, масштабная, но не структурированная с размазанными образами.

Слева Pioneer S-F1 Custom, справа Technics SB-E500, фото сделана после всех проделанных работ, включая внешний вид Technics SB-E500.
Слева Pioneer S-F1 Custom, справа Technics SB-E500, фото сделана после всех проделанных работ, включая внешний вид Technics SB-E500.

Решено было выполнить абсолютно новый кроссовер изготовленный навесным монтажом с применением специально подобранных под данные динамические головки деталях. Для этого было проведено тестовое прослушивание конденсаторов разных марок именно с данными головками, и определены наиболее подходящие конденсаторы, а не по принципу, чем дороже, тем лучше. Тем не менее, специалистами компании STEREOTEST, было определено два варианта комбинаций конденсаторов – бюджетный и бескомпромиссный, причем оба варианта дают ощутимый эффект при прослушивании в сравнении со штатными конденсаторами.

-10

На мидбас и бас были применены индуктивности намотанные на аморфном железе (заказное железо из Японии, на подобном железе мотаются трансформаторы Tango для ламповых усилителей), моножила которой намотаны все индуктивности нового фильтра очищенная медь сечением 2.5мм2. На СЧ и ВЧ применены катушки с воздушными сердечниками с низкой высотой намотки и большим диаметром - они абсолютно свободны от искажений и имеют минимальное сопротивление. Вместо стоковых керамических резисторов 5-7 Вт, применены безиндуктивные резисторы повышенной мощности (20Вт) с бифилярной намоткой из константановой проволоки. Сама топология нового фильтра разработана таким образом, чтобы было меньше мест пайки и контактов. Топология новой платы рассчитывалась исходя из минимальной длины проводников, минимального числа разрывов на пути сигнала. При размещении всех элементов нового кроссовера учитывалось взаимное влияние электромагнитных полей катушек индуктивности. Вся пайка выполнена аудифильским «серебряным» припоем Oyaide, а разводка выполнена специальным акустическим кабелем из бескислородной меди. Штатные акустические терминалы заменены на терминалы WBT. Все штатные переменные резисторы заменены на новые Fostex R82 и Fostex R80.

Сравнение штатного разделительно фильтра Technics SB-E500 и кроссовера STEREOTEST.
Сравнение штатного разделительно фильтра Technics SB-E500 и кроссовера STEREOTEST.
Катушка индуктивности нового фильтра, на аморфном железе намотанная толстым проводом из очищенной меди имеет минимально возможное сопротивление - 0.1 ом.
Катушка индуктивности нового фильтра, на аморфном железе намотанная толстым проводом из очищенной меди имеет минимально возможное сопротивление - 0.1 ом.
Катушка индуктивности стокового фильтра Technics SB-E500 на ферритовом сердечнике, намотанная электротехническим тонким проводом имеет сопротивление 0.6 ом.
Катушка индуктивности стокового фильтра Technics SB-E500 на ферритовом сердечнике, намотанная электротехническим тонким проводом имеет сопротивление 0.6 ом.
Сравнение стоковых и новых компонентов. Сверху - "родная" катушка на СЧ с ферритовым сердечником намотанная тончайшим проводом 0,15мм2 - вносит в сигнал искажения, имеет высокое сопротивление, новая катушка на СЧ имеет воздушный сердечник, большой диаметр и низкую высоту намотки, намотана толстым 2 мм2 проводом из очищенной меди. Слева - три новых конденсатора Orange Line 400 Вольт заменяют один старый 100 вольтовый. В центре - керамический семи ватный резистор заменен на заказной безиндуктивный резистор 20Вт с бифилярной намоткой. Внизу - индуктивности на низкие частоты, старая - на феррите тонким проводом 0.2мм2, и новая - 2.5мм2 на аморфном сердечнике.
Сравнение стоковых и новых компонентов. Сверху - "родная" катушка на СЧ с ферритовым сердечником намотанная тончайшим проводом 0,15мм2 - вносит в сигнал искажения, имеет высокое сопротивление, новая катушка на СЧ имеет воздушный сердечник, большой диаметр и низкую высоту намотки, намотана толстым 2 мм2 проводом из очищенной меди. Слева - три новых конденсатора Orange Line 400 Вольт заменяют один старый 100 вольтовый. В центре - керамический семи ватный резистор заменен на заказной безиндуктивный резистор 20Вт с бифилярной намоткой. Внизу - индуктивности на низкие частоты, старая - на феррите тонким проводом 0.2мм2, и новая - 2.5мм2 на аморфном сердечнике.
Профилактика компрессионных драйверов. Чистка контактов, чистка пыли, жира, грязи, проверка параметров, проверка диафрагмы на микротрещены, замена сгнившего акустического поролона на новый.
Профилактика компрессионных драйверов. Чистка контактов, чистка пыли, жира, грязи, проверка параметров, проверка диафрагмы на микротрещены, замена сгнившего акустического поролона на новый.
Пропитка подвесов специальным составом продлевающим срок службы подвесов и восстанавливающий исходную эластичность.
Пропитка подвесов специальным составом продлевающим срок службы подвесов и восстанавливающий исходную эластичность.
Чистка окислов на магнитных системах динамиков.
Чистка окислов на магнитных системах динамиков.
Удаление загрязнений, коррозии с корзин динамиков, загрязнений и пыли с диффузоров и подвесов динамиков. Слева очищенный динамик, справа до очистки.
Удаление загрязнений, коррозии с корзин динамиков, загрязнений и пыли с диффузоров и подвесов динамиков. Слева очищенный динамик, справа до очистки.
Корзина НЧ динамика до обработки и чистки.
Корзина НЧ динамика до обработки и чистки.
Корзина НЧ динамика после обработки и чистки.
Корзина НЧ динамика после обработки и чистки.
Гайки терминалов динамиков, чистились и полировались.
Гайки терминалов динамиков, чистились и полировались.
Гайки терминалов динамиков, до обработки и после.
Гайки терминалов динамиков, до обработки и после.
Чистка ручек аттенюаторов. Слева две до чистки, справа одна – после чистки.
Чистка ручек аттенюаторов. Слева две до чистки, справа одна – после чистки.
-24
-25
Вековая Японская пыль, грязь, жир, окисел...
Вековая Японская пыль, грязь, жир, окисел...
-27
Все загрязнения, жир, грязь, пыль были очищены. С окислами сложнее, алюминиевые корзины, динамиков, части рупоров и драйверов из алюминиевого сплава с покрытием, в некоторых местах окисел не прошел покрытие - там идеально отполировалось, где окисел прошел насквозь, покрытие было обработано специальным восстанавливающими составами и подкрашивалось.
Все загрязнения, жир, грязь, пыль были очищены. С окислами сложнее, алюминиевые корзины, динамиков, части рупоров и драйверов из алюминиевого сплава с покрытием, в некоторых местах окисел не прошел покрытие - там идеально отполировалось, где окисел прошел насквозь, покрытие было обработано специальным восстанавливающими составами и подкрашивалось.
Technics SB-E500 до обработки и восстановления
Technics SB-E500 до обработки и восстановления
Technics SB-E500 после восстановления внешнего состояния и upgrade кроссовера.
Technics SB-E500 после восстановления внешнего состояния и upgrade кроссовера.
-31
-32
-33
Под рупорами была вековая пыль и грязь. Концы кабелей окислились, резинки-прокладки задубели. После отмывки пыли, цвет и структура шпона не восстановилась.
Под рупорами была вековая пыль и грязь. Концы кабелей окислились, резинки-прокладки задубели. После отмывки пыли, цвет и структура шпона не восстановилась.
-35
Весь шпон пришлось полировать и покрывать спец восстанавливающим составом. На лаке, после мытья и полировки, были обнаружены химические ожоги, видимо кто-то когда -то решил протереть пыль ацетоном или др. растворителем, эти ожоги просто забились пылью, грязью жиром и не так бросались в глаза, а после полировки вылезли. На места повреждений был нанесен тонер соответствующий цвету родного лака и заново все отполировано и сверху покрыто специальным составом для восстановления деревянных лакированных поверхностей...
Весь шпон пришлось полировать и покрывать спец восстанавливающим составом. На лаке, после мытья и полировки, были обнаружены химические ожоги, видимо кто-то когда -то решил протереть пыль ацетоном или др. растворителем, эти ожоги просто забились пылью, грязью жиром и не так бросались в глаза, а после полировки вылезли. На места повреждений был нанесен тонер соответствующий цвету родного лака и заново все отполировано и сверху покрыто специальным составом для восстановления деревянных лакированных поверхностей...
Слева - еще не обработанный корпус, справа - после обработки, но до покрытия восстанавливающим составом. По этому фото можно оценить, как поменялся цвет шпона после мытья и полировки.
Слева - еще не обработанный корпус, справа - после обработки, но до покрытия восстанавливающим составом. По этому фото можно оценить, как поменялся цвет шпона после мытья и полировки.
Слева - еще необработанный корпус, справа - после обработки, но до покрытия восстанавливающим составом. По этому фото можно оценить, как поменялся цвет шпона после мытья и полировки.
Слева - еще необработанный корпус, справа - после обработки, но до покрытия восстанавливающим составом. По этому фото можно оценить, как поменялся цвет шпона после мытья и полировки.
После полировки - вернулся родной красноватый оттенок шпона. Слева - полированная колонка, справа - нет.
После полировки - вернулся родной красноватый оттенок шпона. Слева - полированная колонка, справа - нет.
Состояние передней панели и шильдика до обработки.
Состояние передней панели и шильдика до обработки.
Передняя панель и шильдик после обработки.
Передняя панель и шильдик после обработки.
Передняя панель до восстановления.
Передняя панель до восстановления.
Передняя панель Technics SB-E500 после восстановления.
Передняя панель Technics SB-E500 после восстановления.
В стоковые терминалы динамиков Technics SB-E500 невозможно вставить кабель сечения более 0.75мм2. Новый кабель сечением 2.5мм2 был разделен на две части и облужен серебряным припоем на специально изготовленной оправке повторяющей по форме стоковые терминалы. Таким образом, был обеспечен безупречный контакт наибольшей площади кабеля и терминала.
В стоковые терминалы динамиков Technics SB-E500 невозможно вставить кабель сечения более 0.75мм2. Новый кабель сечением 2.5мм2 был разделен на две части и облужен серебряным припоем на специально изготовленной оправке повторяющей по форме стоковые терминалы. Таким образом, был обеспечен безупречный контакт наибольшей площади кабеля и терминала.
Новый кроссовер и детали после восстановления и обработки готовые к установке в отреставрированный корпус.
Новый кроссовер и детали после восстановления и обработки готовые к установке в отреставрированный корпус.
-46
Драйверы Technics, металлические части рупоров и стойки были с большими загрязнениями, и коррозией.
Драйверы Technics, металлические части рупоров и стойки были с большими загрязнениями, и коррозией.
-48
Рупоры, драйверы и стойки после восстановления
Рупоры, драйверы и стойки после восстановления
Корпусы Technics SB-E500 после восстановления
Корпусы Technics SB-E500 после восстановления
Technics SB-E500 после восстановления корпуса и апгрейда кроссовера и Pioneer S-F1 Custom, которые также прошли все работы по замене кроссовера и восстановлению косметики корпуса, но у Pioneer были еще работы по замене подвесов и восстановлению самих динамиков, материалы на эту тему скоро выйдут на нашем Ютьюб канале и в ВК.
Technics SB-E500 после восстановления корпуса и апгрейда кроссовера и Pioneer S-F1 Custom, которые также прошли все работы по замене кроссовера и восстановлению косметики корпуса, но у Pioneer были еще работы по замене подвесов и восстановлению самих динамиков, материалы на эту тему скоро выйдут на нашем Ютьюб канале и в ВК.
Technics SB-E500 и Stereotest Monitor6.
Technics SB-E500 и Stereotest Monitor6.

После всех работ были проведены акустические измерения и тестовое прослушивание. Звук Technics SB-E500 невероятно преобразился, очистился от грязи, искажений, все послезвучия стали чистыми и тонкими с плавным спадом, сцена приобрела четко очерченный образ, с правильным эшелонированием виртуальных источников в пространстве. Удивили динамические возможности и бас. Басгитара - отделилась от бас бочки и стала упруго прорисовываться в пространстве. На записях группы Yello стали очерченными инфранизкочастотные составляющие, которые раньше воспринимались как гул и каша. Поднялась чувствительность и общая громкость звучания, причем СЧ рупор перестал давить неприятно на уши. Невероятно поднялось разрешение на ВЧ, слышны все малейшие звуки и послезвучия, стало больше пространства и воздуха. ВЧ поднялись настолько, что переменные резисторы, для линейной АЧХ, теперь необходимо убавлять на 3дб! относительно разметки NORMAL.

Желтым АЧХ Technics SB-E500 до апгрейда и реставрации, зеленым - после. Измерения проведены в обычном помещении с расстояния 1м, на высоте 1м.
Желтым АЧХ Technics SB-E500 до апгрейда и реставрации, зеленым - после. Измерения проведены в обычном помещении с расстояния 1м, на высоте 1м.

Из измерений видно, что поднялся общий уровень чувствительности на 3дб. Бас поднялся на 40 Гц на 8дб. Уменьшилась флуктуация на мидбасе и нижней середине, поднялся общий уровень ВЧ на 2 дб, но из-за того что высокие частоты стали прозрачными и чистыми, на слух кажется что верха стало минимум на 6-8Дб больше. Кажется, что в номом кроссовере организовался провал на 3.2-3.8кГц, на самом деле этот провал изначально был заложен разработчиками Technics для комфортного звучания средних частот. В варианте до апгрейда этого провала нет, потому, что емкости конденсаторов за годы ушли от номинала, а мы при разработки нового кроссовера использовали емкости, которые были определены разработчиками Technics, это делалось для получения заложенного производителем тонального баланса. Подъем АЧХ в новом кроссовере в диапазоне 400-600Гц обусловлен ростом отдачи мидбасового динамика, т.к. новые установленные катушки индуктивности имеют меньшее сопротивление и с ними чувствительность выше. Данный подъем по желанию легко корректируется аттенюаторами. Запас отдачи в данном диапазоне является большим плюсом, т.к. часто здесь наблюдаются комнатные провалы, которые теперь можно компенсировать.