Найти тему

Студийная или павильонная съёмка. Свет.

Одна из схем освещения при студийной съёмке.
Одна из схем освещения при студийной съёмке.

Фотография — это светопись, во всяком случае именно так переводится это слово с греческого. А мы с вами фотографы, следовательно «светописцы», поэтому сегодня мы с вами поговорим о том, что такое студийный свет, как его выставить, как создать настроение.

Не секрет, что с помощью света можно «сделать» лицо модели драматическим, выразительным, можно сделать даже бестеневое освещение.

Классическая схема освещения состоит из: заполняющего света, моделирующего, рисующего, фонового и контрового света. Совершенно необязательно применять их все вместе, тут зависит от типа лица модели, замысла фотографии. В основном, студийный свет применяется для съёмки портретов: детских, мужских, женских, групповых. В зависимости от того образа, какой мы хотим создать на фото, мы ставим ту или иную группу освещения.

Фотограф в студии — это художник, который рисует светом. Давайте рассмотрим такой пример: мужской портрет. Здесь важно подчеркнуть мужественность, тени могут быть глубокими, важно сделать акцент на глаза. Схематично можно изобразить это так:

Один из вариантов схемы освещения мужского портрета. Фото из открытых источников.
Один из вариантов схемы освещения мужского портрета. Фото из открытых источников.

Конечно, это один из вариантов расположения света. Для мужского портрета характерны тени, даже допустимо, чтобы тень делила лицо пополам, это придаёт драматизма портрету, разумеется тени не должны «уходить» в полную черноту, уместно использовать отражатели. Как мы уже с вами говорили, в студии фотограф - «светописец», художник, поэтому волен отходить от канонических решений. Как и в любом другом искусстве,в фотографии существуют свои законы, которые надо творчески переосмысливать и подбирать то освещение, которое больше всего подходит модели.

В моей практике были случаи, когда нужно было сделать «драматическое» освещение. Дело было в театре, поставили на боковой свет театральный софит с очень жёстким освещением, пробую поставить в него какой-либо светофильтр, он моментально сгорает. Выход один: двигать, как можно дальше от актёра этот софит, благо штатив у меня был с собой. С другой стороны от актера установили отражатель, замеряю экспозицию, разница между теневой стороной и светлой очень большая, даже на глаз видно, что «лягут» слишком тяжелые тени.

Это сцена из спектакля "Архипелаг ГУЛАГ", стоит боковой свет и отражатель и все равно падают очень сильные светлые блики.
Это сцена из спектакля "Архипелаг ГУЛАГ", стоит боковой свет и отражатель и все равно падают очень сильные светлые блики.

Нашли выход из положения: фотоаппарат на штатив, между актёром и софитом поставил двух помощников с полупрозрачной бумагой, таким образом смягчил «жесткий» свет, как можно ближе к актёру придвинул отражатель, а в качестве заполняющего света использовал вспышку повёрнутую в потолок с матовым светофильтром. По поводу использования вспышки в портретной съёмки мы ещё поговорим. Так что дерзайте, пробуйте, думайте и творите.

Подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии.

#фотография #студийная съёмка #свет #студийный свет #схема студийного света