Друзья, подписчики и те, кто случайно увидит этот текст. Очень прошу не пройти мимо моей просьбы. Она хорошая и про пользу для учителей, а значит, для наших детей.
Я ищу позитивные истории.
Но обо всём по порядку. Расскажу, как я к этой просьбе пришла.
Я веду этот канал около года. Начался он, как продолжение моей книги «Травля: со взрослыми согласовано».
Дело в том, что в 2019 году я, разбираясь и анализируя травлю моего сына, которая к тому моменту уже была позади, в целях исследования, бросила клич в социальных сетях: «У кого есть истории травли в школе, поделитесь». Вы, может быть, уже не помните, но в далёком 2019 об этом не принято было говорить совсем. Говорила Петрановская, говорили мои будущие друзья из «Травли. НЕТ». А вот люди, жертвы, свидетели, агрессоры говорить стеснялись. Считалось, что это очень стыдно. И сначала мне ответила пара человек. Но это были довольно известные, публичные люди. Они, кажется, вообще не стеснялись говорить о своём детстве откровенно. А вслед за ними в комментарии пришли обычные люди. А потом ещё люди. И ещё люди.
В итоге я вроде бы уже разобралась в механизмах травли, сделала выводы. А истории все сыпались. Каждая была тяжелее предыдущей. И люди признавались, что никогда раньше этого никому не рассказывали. Некоторые говорили, что уже много лет в терапии, но самые тяжёлые эпизоды не раскрывали даже психотерапевту. Я тогда удивлялась. Обратная связь от людей была неожиданной: «Вот я вам и рассказала всё. Впервые. Это было круче, чем разговор с психологом. Наверно, потому что вы ничего не советуете. А вопросы задаёте такие, вглубь. В итоге я без советов, просто с помощью ваших вопросов многое поняла».
А я... У меня несколько образований, точнее, три. Псхифак тоже. Но я не практиковала особо. Поэтому не очень умела на тот момент процессировать все эти чужие травмы, так, чтобы самой не выгорать. После каждой истории пила валерьянку и обнимала детей. Там уже начался самый первый жёсткий локдаун. Мой детский образовательный бизнес закрыли на 3 месяца. Школы тоже. Я была дома, дети для обнимашек были дома. Валерьянка тоже была дома. Мои интервьюируемые были в скайпе, в ватсапе, в фейсбуке, везде.
Из-за чудовищности историй у меня было ощущение, что я каждый раз беру огромный камень, булыжник, тащу его и складываю в одном месте. Ещё камень. Ещё камень. Вот уже целый монумент. Памятник всем этим невыплаканным в своё время слезам, невысказанным драмам. А люди понимали, что предали истории гласности, рассказав мне, все в конце интервью спрашивали с надеждой: «Вы же это где-то опубликуете? Пусть об этом узнают. Я уже рассказал вам. Теперь не страшно. Никто не должен через это проходить. Надо об этом говорить».
Я поняла, что не опубликовать уже не имею права. Так появилась книга. Несколько издательств были готовы. Я выбрала «Эксмо».
А истории все шли и шли. Мне посоветовали завезти блог в Дзене, который хорошо подходит для лонгридов. Я стала публиковать там.
А параллельно шла моя обычная жизнь. Я педагог, у меня свой детский образовательный центр. Я обучаю педагогов (и своих, и внешних) технологиям развития навыков 4К в детях, технологиям кооперативного обучения. В какой-то момент я осознала, что ровно эти технологии помогают также формировать ценности в детском коллективе, поддерживать эмоционально безопасную среду. В свои тренинги для педагогов я встроила тему профилактики травли.
Я быстро поняла, что канал, на котором сплошные истории травли — это очень тяжело. Нужно прицельно искать позитивные истории. Когда учитель остановил травлю. Или даже не допустил травлю. У меня огромная сеть педагогов, моих же учеников. Я обратилась к ним. Но вот с чем я столкнулась. Педагоги, которые приходят ко мне учиться, это чаще всего изначально такие педагоги, которые настроены на ребёнка, для которых эмоциональная безопасность детей в классе — приоритет. Моя самая хитовая программа для педагогов называется «Учимся учить иначе». Конечно, само это название фильтрует. Ко мне идут педагоги, которые понимают, что в системе что-то не так, и что надо учить иначе. В общем, эти люди зачастую даже не понимают, что они такого особенного делают, чтобы травли не было. Они просто каждый день живут так, управляют классом так, что травля невозможна. Просишь вспомнить конкретную историю, когда вот-вот ситуация могла повернуться в сторону травли, они, даже если вспоминают, всегда очень стесняются об этом хвастаться. Для них это само собой разумеющееся, они даже не понимают, как можно иначе.
В общем, какое-то количество историй позитивных я всё же собрала, они на канале есть. Ещё несколько историй мне принесли читатели, бывшие ученики, которые рассказали, как в их школьном опыте учитель остановил травлю.
А сейчас кризис какой-то. Уже месяц никто ко мне не приходит с позитивными историями. Только с тяжёлыми. Видимо, такое время, всем не до позитива. А учителя прекрасные есть! И были всегда! Порой их ежедневный труд как раз менее заметен. Когда учитель допустил травлю, это гораздо ярче запоминается, чем, когда учитель каждую секунду ведёт себя так и делает так, что всем детям в классе комфортно.
А я уверена, что именно сейчас нужно ещё больше позитивных историй. После каждой такой истории в комментарии приходят педагоги, которые пишут: «Спасибо за этот пример!», «Возьму себе на заметку!» Позитивные примеры вдохновляют. И это должны читать родители!
В общем, после длинной подводки ещё раз повторю просьбу.
Если вы педагог, и вам кажется, что вы УЧИТЕ ИНАЧЕ, что вы не допускаете травлю, что вы находите приёмы, фишки, подходы для развития навыков 4К, расскажите мне. История не должна быть обязательно глобальной, огромной, иногда это просто показательный диалог между учителем и учеником, фрагмент урока.
Если вы родитель, и у вас есть такая история про учителя вашего ребёнка. Если вы бывший ученик, и у вас есть такая история про ваших бывших учителей, пожалуйста, расскажите.
Можно написать тут в комментариях, чтобы я вышла на вас в Директ. Можно сразу написать мне в Директ. Я с вами пообщаюсь, и, если пойму, что история уместна, что она полезна для педагогов и родителей, я её возьму.
Да, важно! Это не значит, что истории травли я прекращаю собирать. Нет! С историями травли тоже приходите. Я уже научилась не выгорать. Валерьянка уже не требуется. Хотя по-прежнему, говорят, что я слушаю лучше, чем психотерапевт. Эти истории тоже надо знать. И дефицита в таких историях нет. К сожалению ((( Просто хочется разбавлять канал и не уходить в сплошной негатив. Его вокруг и без того беспросветно много.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.
Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.