Найти в Дзене
Экран

"Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?"

2 апреля 1977 года состоялась премьера фильма режиссера Ларисы Шепитько "Восхождение", который она сняла по повести Василя Быкова "Сотников".

-2

"Восхождение" — это фильм на все времена, который надо смотреть и пересматривать. Этот фильм Ларисе Шепитько дался очень тяжело. Несколько лет прошло прежде чем утвердили ее сценарий, который она написала вместе со сценаристом Юрием Клепиковым. Название фильма придумал супруг Ларисы Шепитько- режиссер Элем Климов. И по их семейной традиции, получил за это десять рублей из семейного бюджета.

Лариса Шепитько и Элем Климов
Лариса Шепитько и Элем Климов

Шепитько сразу решила, что в картине будут играть малоизвестные актёры. Именно по этой причине она отказала Николаю Губенко и Андрею Мягкову, которые очень хотели сняться в фильме. Не прошел пробы на роль Рыбака и Владимир Высоцкий. Борис Сотников в фильме должен быть похож на Христа. Так задумывала Шепитько. И она нашла такого актера. Гениальный Борис Плотников, которому на тот момент было всего 25 лет, актер свердловского ТЮЗа, был утвержден на роль сразу. Озвучивал эту роль в фильме Александр Демьяненко.

-4

На роль Коли Рыбака было двадцать кандидатов. Двадцать первым оказался тогда еще малоизвестный актер Владимир Гостюхин.

-5

Потом уже Владимир Гостюхин рассказывал, что настолько перевоплотился в Рыбака, что даже гримировочный синяк не сходил у него с лица три недели. После съёмок он долго пытался очухаться от роли, снова стать самим собой… Это был настоящий эксперимент над психикой. Повторить его он больше не захотел и отказался сниматься в следующем фильме Ларисы Шепитько.

-6

А актер Анатолий Солоницин сначала вообще всерьез не принял предложенную ему роль следователя Портнова . Считал, что опять это будет проходной фильм о партизанах. Только после долгих разговоров с Ларисой Шепитько он понял глубину своего героя. Шепитько ему говорила, что "в этой войне советский народ выиграл именно благодаря высокому самосознанию, поэтому роль Портнова как «антигероя», призванного подчеркнуть превосходство силы человеческого духа над материей, была особенно важной".

-7

Все актеры в этой картине выложились на сто процентов. Людмила Полякова, Сергей Яковлев, Мария Виноградова, Станислав Бородкин.

-8

Снимали фильм под Муромом, в лютые морозы. По замыслу Шепитько, актеры должны были «почувствовать зиму всеми клетками» . Тяжко было всей съёмочной группе, были даже случаи обморожения, но никто ни разу не пожаловался. Мало кто знал, что и сама Лариса Ефимовна недавно перенесла гепатит и серьезную травму позвоночника, но никаких поблажек себе во время работы она не давала. Все вкалывали с дикой самоотдачей, никто не думал о собственных болячках, снимали по 10 часов в сутки, а потом еще долго отрабатывали каждый кадр, каждую деталь. В итоге картина была снята на месяц раньше запланированного срока.

-9

Лариса Шепитько выстрадала этот фильм, он отнял у нее много сил и здоровья. Ведь сначала не хотели утверждать сценарий, потом не хотели выдавать картине прокатное удостоверение. Контролирующие органы обвиняли ее в том, что она вместо партизанской истории сняла "какую-то религиозную притчу с мистическим оттенком".

Шепитько их убеждала в том, что она сама не религиозна и эта история о том, как один предаёт другого, стара как мир. Не нравилось чиновникам и музыка Альфреда Шнитке. В ней они тоже услышали библейские сюжеты. Мол, нечего в советский кинематограф Исусика тащить....Все намёки на библейские мотивы было приказано убрать из фильма.

Лариса  Шепитько на съемках фильма " Восхождение"
Лариса Шепитько на съемках фильма " Восхождение"

И только благодаря Петру Машерову, первому секретарю ЦК компартии Белоруссии, фильм вышел в прокат.

Петр Миронович Машеров
Петр Миронович Машеров

Дело в том, что как раз в это время Элем Климов начал работу над своим будущим фильмом "Иди и смотри" и консультировал его сам Петр Машеров, который партизанил в годы войны. Машеров всячески поддерживал режиссера. Тогда Элем Климов, заранее зная, что на "Мосфильме" фильм его жены "положат на полку", решил его сначала показать Петру Мироновичу. Машерову эта затея сначала не понравилась. (Разве баба, которая не видела войны, может снять что - то путное?) Но в просьбе Климову не отказал. Из Москвы в Минск Элем Климов и Лариса Шепитько мчались на старенькой машине. Пленку с фильмом Машерову везли еще мокрую, прямо из лаборатории.

Фильм смотрел не только Петр Машеров, но и другие партийные чиновники. Во время просмотра фильма Машеров плакал, как мальчишка, а потом вышел на сцену и почти сорок минут минут хвалил всех создателей картины. На том первом просмотре был и Алесь Адамович, фронтовик, белорусский писатель. Он тоже был сражен правдой, которую увидел на экране.

Алесь Адамович
Алесь Адамович

"Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?» - сказал он со сцены.

Благодаря звонку Петра Машерова своим коллегам в Москву, через несколько дней фильм "Восхождение" был официально принят без единой поправки. В этом же, 1977 году, он получил "Золотого медведя" на Международном кинофестивале в Западном Берлине. Это был единственный советский фильм, который был удостоен такой высокой награды.

-13

Рано утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе. Киносъёмочная "Волга"врезалась в грузовик. Это случилось в Тверской области, ехали выбирать места будущих съёмок фильма "Матера". Водитель "Волги" уснул за рулем, да и все ее пассажиры тоже дремали в машине. Вместе с Ларисой Шепитько погиб и оператор фильма " Восхождение" Владимир Чухнов, а также художник и его ассистенты фильма "Матера". Ларисе Шепитько был всего 41 год. Работу над фильмом "Матёра" завершил уже Элем Климов. Он назвал ее "Прощание"...