Найти в Дзене

Храм или мастерская: как относились к природе деятели искусства разных эпох

Природа… Человек всегда обращал внимание на растения и животных. И именно зверей начал рисовать первыми. В те времена, когда вместо людей рисовали лишь палочки, образы животных были хотя и примитивнее, чем в последующем искусстве, но были настолько точными и узнаваемыми, что наскальные рисунки поначалу считали фальсификацией, созданной современными художниками.

Итак, что значила природа для людей разных эпох? Всегда ли люди любили её так, как любим и ценим её сегодня мы?

Древность

Во времена язычества человек практически не выделял себя из природы. Такое отношение к окружающему миру сохранилось и сегодня в Гренландии среди коренных народов, на Севере России, в Сибири.

Так, согласно северному мифу, если человек нарушит соглашение людей с тюленями и станет добывать их сверх нормы, тюлени перестанут размножаться и исчезнут. В древнегреческом мировоззрении господствовал так называемый «космоцентризм», когда люди и боги жили в земных пределах и на горах в полной гармонии. Мир представлялся гораздо более идиллическим, чем сейчас.

Греки и римляне часто изображали мифических персонажей в природном окружении, а в Индии сформировалось представление о животных, как о равных человеку. Именно в эти времена у наших предков сложилась основа того мировоззрения, которое даст начало почти всем основным русским промыслам, многочисленным песням о природе. Природа фигурировала в самых древних былинах.

Средневековье

Во времена, когда в Риме, а затем и в средневековой Европе распространилось христианство, отношение к природе и человеку поменялось. И к природе, и к человеку отношение было двояким. В то же время христиане ценили природу как воплощение Божьей мудрости и силы, но при этом природа была чётко поставлена ниже людей.

Человек впервые стал царём природы. Но и положение этого царя, грешного и порочного, тоже было невысоким. Природу на средневековых иконах и в манускриптах изображали схематично. Вообще, земная природа интересовала иконописцев куда меньше, чем небеса.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения люди открывают для себя мир природы заново. На картинах появляются прекрасные природные пейзажи с птицами и зверями, а в таких темах, как грехопадение и Ноев ковчег, в зародившемся позднее жанре натюрморта, а также у Дюрера природа даже доминирует.

Этюды пейзажей и животных, Дюрер
Этюды пейзажей и животных, Дюрер

Леонардо Да Винчи - он же не просто так нарисовал «Даму с горностаем» (Чечилию Галерани). Его дневники изобилуют изображениями различных животных и растений. Птицы, мыши, есть даже прекрасный рисунок с дубовой ветвью и желудями на ней. Ренессанс – это искусство, в котором подробности природы и быта для художников были часто интереснее, чем сам сюжет произведения.

-2

Барокко и рококо

Отношение к природе в корне поменялось в эпоху барокко. Нам сейчас гелиоцентрическая теория кажется обыденностью, но подумайте, что значили открытия того времени для думающих людей той эпохи.

Ломались вековые устои, которые были неизменны со времён Египта. Оказалось, что видимое движение солнца по небосклону – лишь иллюзия, а на самом деле движемся мы. Такой плоский и прямой горизонт оказался, по сути, частью большой сферы, а не плоской тарелки.

Оказалось, что глазам верить нельзя, и мир, в котором бушевали религиозные войны, в котором открывали атомы и земное тяготение, сам казался одной большой иллюзией. Люди искусства в то время любили всё причудливое и непонятное – сложные символы и намёки, экзотических животных (павлинов, попугаев, обезьян, тюленей и морские ракушки), а также людей с необычной внешностью (например, карликов).

Распространённым образом в искусстве становится обезьяна, занимающаяся человеческими делами (был даже такой девиз – «искусство – обезьяна природы»). На природу смотрели как на что – то низкое, по сравнению с фантазией искусства. В эпоху рококо на картинах и в орнаментах часто стала появляться природа Китая, изображённая через призму сказок и фантазий (стиль «шинуазри»).

Франсуа Буше. «Двор китайского императора»
Франсуа Буше. «Двор китайского императора»

Эпоха Просвещения и девятнадцатый век

Любовь к природе была возрождена Вольтером и Руссо. Для человека того времени цивилизация стала источником несовершенства и порока, в то время, как «природный» человек, не знакомый с цивилизацией, воспринимался как идеал. Уже во времена перед Революцией во Франции появляется мода на прогулки, в эпоху романтизма – альпинизм, пикники и походы. Человек романтизма чужд остальному человечеству, но близок к природе.

В реализме и импрессионизме вполне естественная для человека любовь к природе достигает своего апогея. В России появляется чисто русское лирическое восприятие родной природы.

Саврасов "Грачи прилетели"
Саврасов "Грачи прилетели"

Проблески национального мировоззрения прослеживаются уже у Венецианова, но подлинные первооткрыватели русской природы – Саврасов, а затем – Левитан.

Левитан, у Омута
Левитан, у Омута

Модерн

Человек эпохи модерна любил природу самозабвенно. Именно в это время Бодлер назвал природу «неким храмом» с живыми колоннами.

Природа противопоставлялась ужасным машинам, пока ещё небезопасным, не подвергнутым дизайнерской обработке и стандартизации, а потому негармоничным и некрасивым.

Гауди впервые обратил внимание не только на красивую форму, но и на функциональность и мудрое устройство природы, которое он, как человек верующий, очень ценил. Но для автора знаменитой книги «Красота форм в природе», форма всё ещё имела первенствующее значение.

Антонио Гауди, Саграда Фамили
Антонио Гауди, Саграда Фамили

Авангард и современность

В начале двадцатого века, когда автобусы и вокзалы ещё воспринимались чем – то почти космическим, люди были очарованы машинами. Природа становится объектом нещадной эксплуатации и почти сознательного уничтожения. Природа представлялась Мичурину и Маяковскому безмерной кладовой ресурсов, которую невозможно убить.

Но уже в поздних песнях Аллы Пугачёвой, стихотворениях Рождественского поднимается такая современная тема охраны природы от зазнавшегося «царя» - человека.

И снова на первый план выходят находки Гауди – мудрое устройство природных систем и уроки, которые мы можем извлечь из этого устройства.

Природа снова обретает свой заслуженный статус и становится любимой и ценной в глазах миллиардов людей. И не приходим ли мы сегодня, в начале двадцать первого века, к осознанию того, что природа – всё-таки бодлеровский храм, а не мастерская тургеневского Базарова?