Найти в Дзене

Как музей помогает развивать функциональную грамотность

В Москве много музеев, но мы редко туда ходим, а если и посещаем, то только как место для проведения досуга. Попробуем посмотреть на это хранилище культурных ценностей по-другому: музей как источник знаний в образовательном процессе. Система передачи готовеньких знаний давно изжила себя, поэтому исследовательский метод, постановка проблемы, умение сформулировать гипотезу, отстаивание её истины и защита своего решения – вот основная образовательная задача. В Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается с философских позиций: музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных объектов». Для нас, студентов и педагогов Института культуры и искусств, таким хранилищем является Музей театрального искусства имени А.А. Бахрушина. МУЗЕЙ БАХРУШИНА Алексей Александрович Бахрушин — русский купец, потомственный почётный гражданин Москвы, ману

В Москве много музеев, но мы редко туда ходим, а если и посещаем, то только как место для проведения досуга. Попробуем посмотреть на это хранилище культурных ценностей по-другому: музей как источник знаний в образовательном процессе. Система передачи готовеньких знаний давно изжила себя, поэтому исследовательский метод, постановка проблемы, умение сформулировать гипотезу, отстаивание её истины и защита своего решения – вот основная образовательная задача.

В Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается с философских позиций: музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных объектов». Для нас, студентов и педагогов Института культуры и искусств, таким хранилищем является Музей театрального искусства имени А.А. Бахрушина.

МУЗЕЙ БАХРУШИНА

Алексей Александрович Бахрушин — русский купец, потомственный почётный гражданин Москвы, мануфактур-советник, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Впервые показал свою коллекцию публике в 1894 г. С этого времени и до 1913 г., когда собрание было передано в ведение Российской Императорской Академии наук, наступил «период первоначального накопления богатств», как его назвал первый главный учёный хранитель музея М. Д. Прыгунов. В те годы коллекция находилась в частной собственности А. А. Бахрушина и не была доступна широкой публике. Однако в театральной среде о ней стали говорить с возрастающей серьёзностью.

Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами национального и мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся.

Секреты коллекционирования от Алексея Бахрушина

-2

- Ходить по барахолкам

На знаменитом Сухаревском рынке молодой Бахрушин приобрел первый важный экспонат, положивший начало его коллекции. В какой-то темной антикварной лавке он купил за 50 рублей 22 небольшие картины маслом, на которых были изображены люди в театральных костюмах.

Когда он отдал их на реставрацию, мастер предположил, что картины имеют отношение к Шереметьевскому театру. И действительно, как-то граф Павел Шереметев, увидев у Бахрушина эти работы, рассказал, что в 1780-е их приобрел в Париже его предок, создатель театра граф Николай Петрович. По ним шили костюмы для его труппы, в том числе для его будущей жены Параши Жемчуговой. Что характерно, Бахрушин и не подумал возвратить картины Шереметевым. А благородный граф, наоборот, прислал ему в подарок несколько работ из своей коллекции.

- Помнить о человеческом тщеславии

-3

Большое количество экспонатов Бахрушину дарили. Он умел обращаться со звездами сцены. Например, если Бахрушин узнавал, что кто-нибудь из известных деятелей театра собирается посетить его частный музей, он быстро организовывал специальную витрину, посвященную этому человеку.

Однако за стеклом были выставлены совершенные пустяки: все по-настоящему интересное и ценное Бахрушин прятал. А потом, подводя гостя к витрине, он грустно вздыхал: «Как обидно, что такой крупный деятель театра, как вы, так слабо отражен в музее! Но что поделать!». Прием действовал безотказно — вскоре коллекция обязательно пополнялась чем-то любопытным.

- Рисковать

-4

Бахрушин никогда не боялся рискнуть и потратить кучу денег на экспонат, который мог оказаться интересным. Как-то в гости к нему тайком пришел сын Пушкина.

После беседы с потомком писателя довольный Бахрушин вышел из кабинета и рассказал семье: «Купил кота в мешке. Сейчас уплатил тысячу рублей за все бумаги по опеке Пушкина. Думаю, что не очень попал: судя по описи, там должны быть автографы и самого Пушкина, и Натальи Николаевны, и Жуковского, и Николая I. Пока все это по секрету. Александр Александрович только и продал с этим условием, чтобы никто об этом не знал. Дворянская спесь заедает — а я ему сказал, что стыдного тут ничего нет, что он отдает вещи в надежные руки и в хорошее место и что люди ему за это только спасибо скажут».

- Уметь получать подарки, не выпрашивая их

-5

Со временем попасть в частный Музей Бахрушина — либо с помощью своих памятных вещей, либо просто в качестве гостя на одну из его знаменитых суббот — стало делом чести. Например, коллекционер никогда не приглашал на обеды Шаляпина, хотя и был его горячим поклонником. Присутствие темпераментного певца за столом было чересчур жестоким испытанием для нервов Бахрушина: он все время боялся, как бы Шаляпин не учинил скандала.

Шаляпин, видимо, знал об этих опасениях, но добиваться приглашений ему не позволяла гордость. Вместо этого он время от времени «напоминал о себе», присылая что-нибудь в коллекцию в качестве подарка.

Один раз таким подарком стала нарисованная им собственноручно карикатура на Константина Коровина.

- Ловить мгновение

Бахрушин жил во времена, когда творилась сама история русского театра — и не только русского. Как-то в Москву приехал величайший итальянский актер XIX века — Томмазо Сальвини. На его гастрольном спектакле «Отелло» в зале сидела Мария Ермолова. В антракте Бахрушин беседовал с Сальвини, и тот спросил: «Кто ваша первая трагическая актриса?». Бахрушин окинул взглядом комнату и увидел входящую Ермолову: «Вот она!».

Загримированный в мавра Сальвини порывисто подошел к актрисе и поцеловал ее руку. Смущенная Ермолова положила другую руку на его ладонь — и на ее белой перчатке отпечатался темный грим. Длинная белая лайковая перчатка в рыжих пятнах заняла свое место в экспозиции Музея Бахрушина рядом с бюстом итальянского трагика.

Исследуя секреты известного коллекционера по документам, можно изучить не только технику собирания экспонатов, но и открыть новые факты из истории культурной жизни страны.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ