Вот она, красавица.
Но упомянуть сначала о создателе было бы правильнее.
Иоанн-Георг Францевич Викенгейзер родился 3 (15) февраля 1843 г. в селении Эльзенц германской земли Баден-Вюртенберг. Ремеслу колбасника он выучился в окружном городе Эппингене, рано женился и покинул родину.
В возрасте 20 лет приехал в Псков, где со временем стал крупнейшим предпринимателем, купцом I-й гильдии, а с 1898 года – II-й гильдии. Первое дело – колбасное производство и мясная торговля, на прибыль от которого Георг Францевич приобрел земельный участок в центре города на Сергиевской улице. На нем построил трехэтажное здание с театральным залом,
а на Архангельской улице – шестиэтажное здание. Самое высокое строение в городе прозвали «псковский небоскреб»:
31 января 1881 г. дума заключила с ним на 60 лет концессию для устройства городского водопровода.
Первые 14 заказчиков воды получили ее из кранов 22 ноября 1881 г. Расширение водопроводной сети шло постепенно, и в 1887 г. по ходатайству городской думы Викенгейзера наградили золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте.
Викенгейзер купил пароход "Ольга" и с 12 мая 1887 г. наладил поездки в Корытово и Черёху.
В Черёхе он арендовал земельный участок, построил 24 дачи, курзал (помещение для концертов и собраний), от которого, как уверяет наш замечательный краевед Н. Ф. Левин, в 1890 году провёл конку в 1,5 километра (железная дорога с конной тягой) до пароходной пристани.
Затем за свой счёт построил в Черёхе железнодорожную платформу и в 1896 году договорился с управлением дороги о минутной остановке на полустанке Черёха. В расписании 1897 года вместо полустанка значится уже "платформа Викенгейзера".
Первая телефонная линия в Пскове была у Викенгейзера. Осенью 1896 года он протянул её от Михайло-Архангельской улицы (ныне – Ленина) до Черёхи для личного пользования. Его примеру потом последовали и другие купцы.
В 1906 году от вокзала к Торговой площади и на Запсковье по Нарвской улице пролегли рельсовые пути, но средств на закупку трамвайных вагонов не хватило.
За свой счет семья Викенгейзеров закупила вагоны, лошадей, обязалась оплачивать труд рабочих и вносить в казну ежемесячную арендную плату.
Первого ноября 1909 года шесть вагонов на конной тяге двинулись от Торговой площади до вокзала и Рижского моста.
Позже начали эксплуатироваться рельсовые пути, проложенные на Запсковье. Горожане охотно пользовались новым двухэтажным транспортом. Более состоятельная публика размещалась внутри вагона, менее – на его крыше, окупая неудобства дешевизной проезда.
За обширную предпринимательскую деятельность Викенгейзер получил прозвище «Псковский американец».
1 февраля 1914 года Георг Францевич Викенгейзер скончался, так и не приняв гражданства России. Городской голова А. А. Агапов на чрезвычайном заседании думы 10 февраля сухо, выражая общее мнение, сказал: «Ушел от нас до редкости самобытный деятель. Эта самобытность была причиной иногда несколько враждебных к нему отношений. Теперь не время его судить». И предложил почтить память его вставанием. «Псковская жизнь» не сочла нужным поместить некролог...
Его сыновья, унаследовавшие фирму «Г. Ф. Викенгейзер», в годы гражданской войны эмигрировали из Пскова.
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.