Найти тему
Доктор Рядом

Как научить детей правильно питаться?

Оглавление
Пару лет назад шок-контентом для меня стало меню в обычной французской школе, которое я прочитала в книге «Французские дети едят все Карен Ле Бийон: салат из цикория с сыром «Эмменталь» и гренками, хек с жареным картофелем, сыр с голубой плесенью, абрикосы в медовом сиропе, натуральный йогурт. Потом я услышала что-то подобное, воздушное и изысканное на «Серебряном дожде» как интересный факт, а потом и переехавшие друзья с детьми-школьниками подтвердили: «Да! Все так и есть во Франции!». Вот счастливые! Как уж тут плеваться едой, только есть и наслаждаться» – рассказывает Полина, мама двух дочек-погодок.

Именно на этом принципе и построена идея питания во французских школьных заведениях. В стране считают: «Еда в середине дня должна научить учеников манерам, хорошему вкусу и элементам правильного питания». А еще там запрещены автоматы с готовой едой, кетчуп и картошка фри в столовой, а из напитков – только обычная вода.

Вот тут бы сказать: «Нам бы так!». Ведь Россия занимает 14-ое место в мире по числу детей с ожирением по данным вице-премьера Татьяны Голиковой, которые она озвучила на заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ в сентябре 2021 года. При этом избыточную массу тела выявили у 18% школьников, ожирение – у 8% из них.

Мы пригласили поделиться своим опытом организации правильного питания в своих семьях трех обычных мам и диетолога МК «Доктор рядом» Александра Андреева.

Все начинается с семьи

Дети видят как питаются родители, какие продукты на столе и какой питьевой режим, едят за столом всей семьей или перехватывают на бегу, едят ночью или под кино, как отмечают праздники. Все эти наблюдения лягут в основу пищевого поведения ребенка. Как сложатся в будущем отношения с едой зависит от вовлеченности и ответственности родителей. Фраза «От осинки не родятся апельсинки» как никогда подходит к данному вопросу: как полюбить здоровую еду, если перед глазами пример фастфуда?

Важно не просто запретить сладкое и фастфуд. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность, что он где-то это попробует без вас. Важно развивать вкусы ребенка, показывать пищевое разнообразие согласно возрасту, рассказывать почему одни продукты вредны, а другие полезны.

Как еще можно прививать привычки:

Ходить вместе в магазин за покупками, хотя иногда это превращается в испытание из-за нескончаемого «Хочу-хочу-хочу». Играйте вместе в детективов, изучайте этикетки и состав продукции.

◯ Привлекать ребенка к планированию домашнего меню – на день или даже неделю.

◯ Вместе готовить дома, привлекая малышей к несложным действиям.

◯ Посещать рестораны и пробовать новые блюда.

◯ В путешествиях приобретать новый гастро-опыт.

◯ Составить или погуглить готовый список полезных перекусов для детей с «чистым» составом и ввести их в рацион.

◯ Сходить вместе в сад, огород или на ферму, показать ребенку, как выращиваются фрукты и овощи.

◯ Читать вместе книги про еду, например: Ильи Колмановского «Как груша попадает в мозг?» или Юлии Симбирской «Суп в горошек».

Можно попробовать выписать по пунктам пищевые привычки своей семьи и проанализировать, по итогам что-то скорректировать, если есть необходимость.

Поездки к бабушкам и походы в гости, на дни рождения

«Я же бабушка, я – для сладкого. Это вы там у себя запрещайте и ешьте брокколи, а ребенку сладкое надо для мозга», – сказала нам однажды бабушка», - комментирует наша героиня Полина. «И вот что тут сделаешь?! Разговоры и угрозы не помогали, в итоге сошлись на том, что стали покупать то, что считаем правильным и нормальным и привозить к бабушке. Это изюм, курага и другие сухофрукты, батончики, хрустики с нормальным составом».

Еще один круг, где ребенок получает информацию о пище – ближайшее окружение: бабушки и дедушки, друзья семьи, одноклассники. При их посещении важно заранее договариваться о правилах, что можно, что нельзя, что просто опасно (молоко, например), на что у ребенка есть аллергия.

Правила питания от Милы Бондаренко:

◯ Формула нашего питания: 80% – это чистое питание, 20% – допустимые вкусные перекусы: барни или чупа-чупсы, то чем чаще всего угощают.

◯ В рационе есть все, что необходимо для роста и развития ребенка. Стол максимально разнообразный: ягоды, рыба, мясо, крупы (киноа, кус-кус, булгур, рис, паста из твердых сортов, чечевица), фрукты и овощи всех цветов, каши, мед, яйца.

◯ В тарелке всегда есть овощи.

◯ Супы готовлю на втором бульоне, рыбные, мясные, овощные, с крупами и овощами. Супы – это полезно и удобно.

◯ Всегда есть жиры: авокадо, орехи, семена, масло, жирная рыба.

◯ Кисломолочные продукты присутствуют каждый день, коровье молоко в чистом виде не даю.

◯ Сладости у нас есть: хлебцы, фрукты, изюм, мед, пастила и зефир. Нет – булочкам, печенью, конфетам.

◯ Сейчас стараюсь убрать вредные перекусы между занятиями, готовлю и беру контейнеры с едой с собой.

◯ Питье: в основном вода, иногда чай, никаких соков и компотов – они сильно разрушают зубы.

◯ Никогда не запрещаю есть и не отбираю, если угостили в гостях, т.к. это не каждый день.

◯ Могу сама купить карамельки на палочке, 2-3 раза в неделю - это не страшно, у меня нет фанатизма в этом вопросе. Главное, чтобы зубы потом почистили.

-4

Детские сады, школы, лагеря

«Однажды из лагеря дочка приехала с жуткой аллергией, оказалось, им там часто давали сгущенку. Наша без тормозов ела все, что дома запрещено. Лечили еще неделю после возвращения из лагеря. Потом сразу в школе за сбор макулатуры детей поощрили сладким батончиком. А потом еще за победу на олимпиаде. Ну как так? А вот у младшей в детском саду, еще в начале года, осознанные родители предложили определить правила: что можно приносить в качестве угощения, а что – нет. Утвердили пастилу, пюре и соки в индивидуальных упаковках, а с воспитателями договорились, что все розданные лакомства убираются в шкафчик до родителей. Вот это подход!» – делится наша героиня.

В СанПиН, регламентирующих детское питание, прописаны нормы и правила, но при этом в меню часто встречается сладкий чай, какое, выпечка и сдоба, сладкое варенье и прочие вредные истории.

Что можно сделать:

  • Договариваться в детских учреждениях о том, чтобы некоторые блюда не давать ребенку.
  • Обсуждать с родителями разрешенные для угощения лакомства на праздниках или совместных выходах.
  • Поинтересоваться, есть ли в вашем саду уроки кулинарии, выращивают ли дети растения. Например, по системе Монтессори, такие уроки заложены в программе обучения.
  • Договариваться с другими родителями об организации мастер-классов или встреч с педагогом по правильному питанию.
  • На праздниках, например, на новогодних елках, узнавать какие будут подарки. Сейчас все чаще отказываются от традиционных сладких и выбирают книги, химические опыты, красивую канцелярию.
В японской культуре еда является важной частью образования. Действует программа Shoku-iku (или Shokuiku), в основу которой легли проблемы с продуктами питания и их безопасностью, ожирением молодых людей, утратой традиционной культуры питания в условиях глобализации. Shoku-iku определяет обязанности правительства, местных органов власти, работников образования, фермеров и рыбаков, бизнес-групп, связанных с продовольствием, и японской общественности. Законы Shoku-iku преподают в каждой японской государственной школе, начиная с детского сада. Студентов учат никогда не пропускать завтрак, выбирать традиционную японскую еду, а не фаст-фуд, есть горячую еду днем, самостоятельно, без участия родителей готовить школьный обед-бенто и приносить его в школу.
Также проводят уроки знакомства малышей с едой в США, Франции и Австралии.
-5

Окружающая среда в целом: общество, государство, инфраструктура

На пищевые привычки будут влиять и такие вещи: место, где живет семья и какие традиции там сложились (климат, рынки или супермаркеты, вероисповедание, какая еда в приоритете и пр.), политика государства в части питания в целом, (например, есть ли специальные госпрограммы поддержки производителей эко и био продукции).

Вспомните пример Франции, который мы приводили в начале: в школьных столовых запрещены автоматы с готовой едой, кетчуп и картошка фри, из напитков – только обычная вода, а в Швеции во многих детских садах запрещено добавление сахара в блюда. Согласитесь, питание маленького итальянца в небольшой деревушке будет отличаться от питания подростка в российском городе или глубинке.

Простыми правилами питания для подростков поделился врач-диетолог «Доктор рядом» Александр Андреев.

Эти правила могут послужить ориентиром при выстраивании системы дома.
Эти правила могут послужить ориентиром при выстраивании системы дома.