Найти тему
Наталия Ефимова

Казахстан."В политике нет убеждений, есть обстоятельства"

На самом деле это француз Талейран сказал. Очень давно, а я сегодня вспомнила.

Друзья мне сразу бросили это интервью. Но я не хотела о нем рассказывать. У вас переживаний хватает. С другой стороны - а кого и зачем жалеть-то (это я не про вас, а про страну героя интервью)? У меня лично то, чем жалеют, давно растворилась в жизненных туманах.

Сегодня увидела ссылку у Евгения Примакова. Он тоже бросил ее с досадливой пометкой: Не комментирую, переводить не буду, оставлю как есть - для понимания взглядов нашего союзника по ЕАЭС и ОДКБ.

Я-то сразу дочитала до конца, перевела и отложила для себя. Но, увидев, что не одной мне бросилось в глаза, все-таки решила познакомить вас с самыми интересными пассажами.

Представлю вам человека так, как это сделало издание:

Тимур Сулейменов, первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана, экономист, который работал в частном секторе, прежде чем занять различные государственные посты, включая министра экономики, поговорил со старшим редактором EURACTIV Георгием Готевым.

И не заставлю вас читать все интервью, оно огромное и всё пронизано идеями и интонациями, которые ярче всего прозвучали в конце. В качестве итога беседы.

Корр: Учитывая ваши хорошие отношения с Китаем и опыт вашей страны в отношениях с вашим соседом, в каком направлении движется Китай? С Западом или с Россией? Я знаю, что это сложный вопрос, но я хочу его задать.

- Это сложный вопрос. Но я думаю, что Китай находится в наилучшем положении, чтобы воспользоваться ситуацией, потому что русским придется повернуться к Китаю, хотят они этого или нет. И условия, в которых китайцы будут работать с русскими, изменятся, потому что переговорная сила России ниже, чем была месяц назад. А когда вы так зависите от одного партнера, это делает вас более уязвимым. Поэтому я думаю, что Китай постарается остаться в стороне от битвы. Они не хотели бы ввязываться в санкционную войну с США и ЕС. Большинство санкций, которые вводят США, будут соблюдаться китайцами. Но их торговля с Россией увеличится, и технологическая зависимость России от Китая также возрастет.

Корр: Что еще вы сказали официальным лицам ЕС, с которыми встречались?

- Казахстан не является частью этого конфликта. Да, мы являемся частью Евразийского экономического союза, но мы независимое государство со своей собственной системой, и мы будем соблюдать ограничения, введенные в отношении России и Белоруссии.

Мы не хотим и не будем подвергаться риску быть помещенными в одну корзину. И мы хотели бы расширить наше сотрудничество со странами Евросоюза и ЕС в целом. Мы - самая прозападная страна в Центральной Азии. У нас много общих ценностей. Во-первых, у нас общий континент, потому что 300 000 квадратных километров Казахстана находятся в Европе. Эта часть Казахстана намного больше, чем большинство стран ЕС.

- Приходите на смену России в Совете Европы!

(Тимур смеется).

- Нам нужно это обсудить. У нас много общего, мы находимся прямо между азиатской и западной цивилизациями, и у нас есть общие черты и той, и другой. Реформы, предложенные президентом, являются проевропейскими, продемократическими, и, надеюсь, через три-пять лет вы обнаружите гораздо больше сходства между нами и такими странами, как Нидерланды, Франция, Польша или другие страны ЕС, а не авторитарная Азия.

-2

Это тот же человек в сюжете местного ТВ от 19 декабря 2018 года под названием "Казахстан не поддерживает создание единой электронной валюты для стран ЕАЭС . Т. Сулейменов". Он был тогда министром национальной экономики Казахстана:

- Это моя личная позиция. И позиция как политического, государственного человека. Я считаю, что национальная валюта - символ нашего суверенитета. Почти такой же как гимн, флаг и герб. Мы должны ее всячески беречь, сохранять и развивать. И каких-то других возможных квази, проксивалют допускать не должны.

******

Действительно, комментировать нечего.

Остается вспомнить вечное - про армию и флот.

А еще Шарль Морис Талейран, которого я вспомнила в начале, сказал:

"Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними".

То был французский политик, великий интриган, чье имя стало нарицательным для обозначения хитрости и беспринципности в делах, которые он вел.

Кажется, ему принадлежит и завет мелким людям: "Предательство — это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть".