Следующие несколько ночей Светозар был занят тем, что пытался выследить лешего и поговорить с ним. Но тот от этого, кажется, только больше злился. На третье утро к нему даже пришел староста с тем, чтобы выпроводить их восвояси:
- У нас тут было несладко, конечно, но мы уже даже привыкли. Но сейчас же совсем невыносимо! Вы злите того, кто вредит посевам, и он лютует еще больше и больше. Уходите!
- Ну уж нет! Это вы натворили дел, но я не уйду, пока все не исправлю. Не надо было жечь лес, который вас кормил! Я обязательно что-то придумаю, даже если не смогу договориться с ним.
- Даю тебе сутки на это, потом уходите. Не нужна нам такая помощь, мы о ней не просили.
- Конечно, вы можете делать только всякие глупости очень даже самостоятельно!
Ответ он уже не стал ждать, развернулся и ушел в сторону леса. До самого вечера он ходил вдоль леса и по полям, отказываясь разговаривать с кем бы то ни было. Бажен был очень обеспокоен – он еще никогда не видел своего наставника настолько злым. И настолько растерянным. Потому он предпочел держаться подальше, хоть и в зоне видимости. Когда стемнело, поднялась луна, которая была полной и потому светила особенно яркой, а жители разошлись, Светозар вернулся к ученику, каждое его действие было полно решимости.
- Мы поймаем его.
- Кого? – не понял парень.
- Лешего, кого же еще! У меня есть цепь, которая сможет его удержать. Думаю, в таком случае он будет более расположен к разговору.
- Разве ж можно лешего поймать?..
- Можно и Кощея, и Ягу, ежели постараться. Только вот почти никто не может на такое решиться. Да и с лешим непросто. Попытаться поймать лешего – все равно что пытаться посадить на цепь целый лес.
- И ты хочешь это сделать?
- Это не то, что я хочу сделать, но то, что я должен делать. Иначе это все зайдет слишком далеко.
- Что ж, хорошо, я с тобой. Что нужно делать?
Приготовления были не слишком долгие, зато нервные. Светозар был все таким же злым и отказывался разговаривать даже с Баженом – просто отмалчивался. В какой-то момент к нему подошел староста, чтобы обсудить недавний разговор, но так и ушел ни с чем. Мужчина так и не ответил ни на какие слова и даже на извинения.
Луна поднялась так высоко, что почти висела над головой мужчин, которые спрятались в густых кустах неподалеку от того места, где расставили ловушку. Светозар тихо проговорил какие-то слова над тонкой цепью, и только после этого отошел. Сама же цепь была такой тонкой, что Бажену казалось – порвать ее может даже ребенок. Когда Светозар ее достал, парню показалось даже, что это просто какая-то длинная нитка желтого цвета. Но учитель хорошо передал ему знание – никогда нельзя обращать внимание на внешний вид любой вещи, как, впрочем, не стоит судить человека по его внешнему виду или словам. Слишком велика вероятность ошибиться.
Ждать пришлось недолго – так же, как и в прошлые ночи, невидимый леший направился в сторону полей, так же оглушительно топал. Только вот сейчас его ждала ловушка, и как только звуки шагов стали звучать совсем близко, Светозар закрыл глаза, сложил руки в каком-то сложном жесте и начал бормотать какие-то слова. Разобрать, что он говорит, было невозможно, и Бажен подумал, что тот читает заклинание на каком-то древнем языке. Первые секунды ничего не происходило, но как раз напротив кустов, где они сидели, шаги стихли. А после начало происходить совсем уж странное – в темноте не было видно саму цепь, но Бажен прекрасно запомнил ее расположение, так что понял, что леший, похоже, попал в расставленную ему ловушку. Ветер поднялся прямо так же, как в лесу несколько дней назад, кусты зашатались, а Светозар наклонился к парню и сказал:
- Только держись. Нужно просто немного подождать. Он уже попался, дело сделано.
Бажен так и поступил – закрыл лицо руками и просто ждал, когда это все закончится. Но так и не дождался – его начало нестерпимо клонить в сон и одновременно закружилась голова, да ко всему еще затошнило. Он упал на землю и потерял сознание, так и отрывая руки от лица. Светозар же был покрепче, но и он продержался ненамного дольше – совсем скоро он уже лежал рядом с учеником.
Разбудило его утро. Бажен еще спал, дыхание его было ровным, потому Светозар не волновался и дал ему время отдохнуть как следует. Леший был пойман. В кругу, образованном цепочкой, стояла сосна. Она совсем ничем не отличалась от сотни сосен, которые стояли в лесу, и никто другой ни на секунду бы не подумал о том, что это не обычное дерево. Единственной странностью было то, что она стояла прямо посередине дороги и была опоясана очень тонкой цепочкой.
Следующие несколько часов Светозар снова пытался заговорить с лешим, но безуспешно, и от этого злился все больше и больше с каждой минутой, кажется.
- Я же знаю, что сам он отсюда не уйдет. Только после того, как я сниму цепь, - говорил от Бажену, но тот лишь пожимал плечами. Он и сам не знал, как быть.
Между тем люди ликовали. Впервые за долгое время они проспали всю ночь, впервые их труды не были испорчены. Один за другим они приходили к Светозару и благодарили, но тот не желал с ними разговаривать.
- А что, если так все и оставить? – спросил Бажен.
- Предлагаешь оставить хранителя лесов в заточении и уйти? Никто, кроме меня, не сможет его освободить.
- Но ведь это помогло. А он сам не желает разговаривать.
-Я бы на его месте тоже не хотел ни с кем говорить.
Светозар не приходил больше в деревню, две ночи он провел у плененного лешего, надеясь придумать, что такого сделать, чтобы хорошо было вообще всем. И в глубине души понимал, что угодить всем никогда не получится.
А через две ночи пришли они.
Души.
Ровно в полночь они налетели на деревню, вышибли некоторые окна, перевернули горшки с кашей, напугали детей, и улетели. Но через пару часов вернулись обратно, неся с собой все большие и большие разрушения. Не было сомнений в том, что они пришли за своим покровителем. К утру взвыли даже самые стойкие и пришли к Светозару с поклоном. А когда они рассказали все, что случилось ночью, мужчина ответил:
- Они всего лишь возвращают вам долг. Они делают то, что сделали с ними вы, когда вырубили деревья.
Больше он не сказал ни слова, и люди ничего не могли от него добиться, а уже к вечеру Светозар увидел, что люди потянулись на пустошь, что устроили, с небольшими деревцами с заботливо обернутыми корнями. Никто не возмущался, все молча работали. Теперь пришла их очередь отдавать свой долг. Никто не ушел, пока не было посажено каждое дерево, что они принесли с собой. А еще чуть погодя жена старосты так же молча принесла большой каравай и с поклоном положила у корней сосны.
Этой ночью леший заговорил со Светозаром. Рассказал о том, как люди на эти места пришли, как лес начали оттеснять. Как долго он терпел. Но сейчас готов отступить, потому что люди дали душам те дома, что им были нужны.
На том и разошлись наутро – Светозар снял цепь, а в деревню заходить так и не стал.