Многие предприниматели решают открыть свой бизнес по франшизе, чтобы минимизировать риски. Как правило, вместе с известным чужим брендом они получают стандарты качества, принципы работы, обучение персонала и маркетинговые решения. Но не всегда то, что обещает франчайзер, воплощается в реальности. Давайте разберёмся, на что нужно обратить внимание при выборе франшизы.
Будьте бдительны
Перед тем, как приобрести франшизу, надо проанализировать следующие важные моменты.
Товарный знак. Он обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте на франчайзера. Если франчайзер передаёт вам товарный знак, который ему не принадлежит, это правонарушение. Вы всегда можете проверить, зарегистрирован ли товарный знак, изучив сайт Роспатента. Для этого попросите у франчайзера номер свидетельства о регистрации товарного знака, вбейте его в базу Роспатента и проверьте, не вводит ли франчайзер вас в заблуждение.
Паушальный взнос. Внимательно изучите, что включено в паушальный взнос – какой набор консалтинговых либо других услуг. Может оказаться, что с вас будут дополнительно брать деньги за дизайн-проект, обучение персонала и так далее.
Роялти. Они могут быть фиксированными или в виде процента от оборота. Мы бы рекомендовали выбирать роялти в виде процентов. Потому что это мотивирует франчайзера, он должен быть заинтересован, чтобы вы, как франчайзи, были успешны. Ведь его доход зависит от вашего успеха или неуспеха.
Характеристики сети. Смотрите, сколько времени существует на рынке данная франшиза. Бывают случаи, когда вы - первый франчайзи. Тогда франчайзер должен пойти на определённые уступки – возможно, снизить паушальный взнос, добавить какие-то бонусы. Потому что франчайзинг с точки зрения бизнес-процессов тоже требует от франчайзера опыта. На первых франчайзи, конечно, учатся.
Юридический пакет. Самым правильным пакетом является такой, в котором есть лицензионный договор и договор коммерческой концессии. Это со всех сторон защищает франчайзи и франчайзера. Важный момент – франчайзи должны заключать договор с тем юрлицом, которому принадлежит товарный знак. Не должно быть такого, что товарный знак принадлежит одной компании, а договоры заключаются со второй. Либо в этом случае должна быть правопреемственность товарного знака.
Коммуникации с франчайзи. Нужно понимать, есть ли у франчайзера отдел франчайзинга, потому что это отдельные бизнес-процессы. Если франчайзинг ведёт тот же самый менеджер, который занимается открытием своих магазинов или собственных ресторанов, то, как правило, ему не до франчайзи – у него своих забот много. И франчайзинг для него только дополнительная нагрузка. Должен быть менеджер по франчайзингу, который будет для вас «одним окном»: с ним вы сможете решать все проблемы и вопросы работы в сети.
Поставщики. Выясните, даёт ли франчайзер вам свой список поставщиков, жёстко ли привязывает к сотрудничеству с ними или позволяет найти других. Это всё нужно прорабатывать заранее, а не тогда, когда уже подписан договор о франчайзинге. Иначе вы будете ограничены в выборе поставщиков и товара.
Отрицательные сигналы при выборе франшизы
Эти советы вполне обычные, но очень многие франчайзи именно на этих моментах допускают ошибки. Если по двум или трём позициям из этого списка вы ответите себе: «Да, это про того франчайзера, которого я выбрал», то советуем внимательнее пройтись по всем предыдущим тезисам.
Отсутствие регистрации на товарный знак. Это нематериальный актив, который франчайзер должен вам передавать. Но если речь идёт о каком-то инновационном продукте или новой для рынка услуге, то у франчайзера товарный знак может находиться в процессе регистрации. Были случаи, когда франчайзи готовы были пойти на этот риск – приобрести франшизу, не дожидаясь регистрации товарного знака, чтобы стать первыми в своём регионе. В этих случаях риск может быть оправдан. Во всех остальных ситуациях товарный знак должен быть.
Общение только через брокеров. Иногда франшизы продаются через брокеров. В этом нет ничего плохого, институт брокеров развит во всём мире очень давно. Но в этой истории есть один момент, который смущает – доступ к франчайзеру вы фактически получаете только на стадии подписания договора. Это неправильно, потому что пообщаться с франчайзером лучше заранее. Если вы серьёзно нацелены на франшизу, то брокер не должен препятствовать вашему общению напрямую.
Отсутствие требований к франчайзи и последующему контролю. Франчайзер, который дорожит своей репутацией, брендом и сетью, не может не иметь требований к вам, как к партнёру.
Спешка в принятии решения. Когда франчайзер предлагает вам акции, большие скидки и бонусы на покупку франшизы, это повод насторожиться и задуматься. Это уместно только тогда, когда бизнес связан с сезонностью. Например, если речь идёт о детском садике или досуговом центре, который необходимо открыть к сентябрю.
Преувеличение показателей дохода. При выборе франшизы не следует ориентироваться на лучшие точки сети, чтобы потом не разочаровываться. Если франчайзер в качестве своей бизнес-модели берёт магазин в Москве, а вы собираетесь открываться в регионе, то не нужно ориентироваться на московские цифры. У вас таких показателей в принципе не может быть. Обязательно просите пересчитать цифры или дать показатели одного из региональных франчайзи, который уже работает в сети.
Отказ в предоставлении контактов франчайзи. Если франчайзер заинтересован в вас и уверен в себе, нет повода не дать вам пообщаться с теми франчайзи, которые уже находятся в сети.
Алгоритм выбора франшизы
Детально ознакомиться с франчайзером и его предложением. Первоначально выбирайте франшизу по типу бизнеса или сфере, которая вас интересует, а также инвестициям, которыми вы располагаете.
Изучить активность франчайзеров, маркетинг и рейтинг. Если франчайзер продаёт свою франшизу, у него должна быть стабильная активность в течение всего года. Не может быть такого, что в марте-апреле он разместил кучу новостей, роликов или отзывов о себе, а весь остальной год продаёт франшизу в пассивном режиме. Франчайзер должен работать постоянно, в течение всего года.
Смотрите, как франшиза выходит на профильные выставки, как позиционирует себя на рынке в плане экспертизы, как работает со СМИ. Это всё важно.
Использовать дополнительные источники информации. Это могут быть сайты арбитражных судов, (проверьте, «засвечен» ли франчайзер в судебных спорах), ресурсы типа AntiJob и так далее. Чем больше вы убедите себя в том, что франчайзер имеет хорошую деловую репутацию, тем очевиднее для вас будет выбор.
Общаться с действующими франчайзи. Лучше тех, кто уже находится в сети и прошёл все этапы (открытие, становление бизнеса и так далее), рассказать о франчайзере никто не сможет.
Больше информации о бизнес-идеях, управленческих ноу-хау и трендах в малом и среднем бизнесе вы найдёте на портале Biz360.ru.