Найти тему

Зачем школьнику производная?

Оглавление

Вы спрашиваете — «Хочу учиться» отвечает

«Если в российском учебнике нет формул в три этажа, это не круто! А я за всю жизнь я не решил ни одного тригонометрического уравнения», — написал наш читатель.
Отвечает преподаватель математики и физики с опытом работы 43 года Владимир Тер-Григорян.

Этот вопрос — крик души многих родителей, бабушек и дедушек, проживших целую жизнь и ни разу не столкнувшихся с подавляющим большинством понятий школьного курса математики.

Понятие производной далеко не единственное в программе по математике, совершенно не нужное школьнику.

Школьная базовая программа по математике безобразно перегружена

Говоря языком ЕГЭ, базовой школьной программы вполне хватает на 100 баллов профильного ЕГЭ, то есть на уверенное поступление на мехмат МГУ.

Но ведь все люди разные. Примерно две трети людей абсолютно не склонны к мехматовской математике. Совсем не потому, что они глупы или ленивы. Наша базовая программа по математике в принципе недоступна большинству нормальных людей даже на честную тройку.

К чему приводит такая перегруженность программы?

Вместо того, чтобы по-человечески разъяснить и закрепить арифметику, мы проскакиваем её галопом и несёмся делать вид, что изучаем производные, логарифмы, тригонометрию.

-2

Сравнительно недавно выпускница одного из супер московских физмат лицеев на полном серьёзе сообщила мне, что существует ровно девять (!!!) типов задач на производные.

  • Надо просто все их выучить.
  • И запомнить алгоритмы решений.
  • И запомнить, какой алгоритм к какому типу задач относится.

Так учат талантливых мотивированных детей. И она, и её родители были уверены, что в этом весь смысл изучения производных и всей математики. И ждали, что я смогу в этом помочь.

Помочь в этом я не могу в принципе.

На производные придумано немыслимое количество задач. Каждый желающий поделить их на 9, 19, или 109 типов делает это по своему личному вкусу. Никакого официального деления задач на типы не существует.

Если человек понимает, что такое производная и для чего она нужна, все задачи оказываются одного типа. Если человек не понимает, что такое производная и для чего она нужна, каждая следующая задача будет для него другого, нового типа.

Задачи вообще бессмысленно делить на типы, если только мы не пишем программу для компьютера, позволяющую ему воспроизводить решение задач.

Понадобилось всего полчаса, чтобы объяснить талантливому ребёнку, что такое производная и для чего она нужна.
И необходимость делить задачи на типы и запоминать алгоритмы отпала сама собой.

Почему этого нельзя было сделать в супершколе?

Но этот ребёнок хотя бы собирался на физфак МГУ. Бессмысленная и беспощадная программа требует для поступления свободного обращения с производными. Для чего грузить этим всех остальных? Ладно бы в результате действительно хоть сколько-нибудь заметное количество выпускников имело бы хоть отдалённое представление о производной. Ничего похожего не наблюдается и близко.

-3

Сторонники необходимости изучения в базовой школе производных, тригонометрии, логарифмов на уровне абитуриента мехмата обычно приводят стандартный аргумент — никто не знает, как сложится жизнь.

А вдруг человек решит поступать на мехмат? Тогда ему точно понадобится производная. Пусть изучает на всякий случай. Ну, пусть изучает.

-4

А если человеку понадобится китайская медицина? Почему бы не ввести в школах обязательный предмет «Основы китайской медицины»? С преподаванием исключительно на китайском языке. Эффект будет тот же.

Происходит обоюдная имитация бурной деятельности

Школьники вынуждены делать вид, что изучают производные, логарифмы, тригонометрию
Школьники вынуждены делать вид, что изучают производные, логарифмы, тригонометрию
  • Школа делает вид, что обучает производным, тригонометрии и прочим подобным радостям жизни.
  • Школьники вынуждены делать вид, что всё это изучают. Совершен-ствуются методы списывания, применяются передовые технологии.
  • Школа всячески делает вид, что борется с этим самым списыванием. Показатели растут. Так и живём.
Одно странно.
С помощью производной легко доказать, что если показатели постоянно растут и при этом не могут расти до бесконечности, они должны, как говорят, «выйти на полку». То есть школа должна прийти к оценке «отлично» абсолютно у всех школьников.
Может, с производной что-то не так?

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи для родителей школьников

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-6

Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.

Читайте другие статьи автора:

Для кого составлены школьные программы?

Все боятся ОГЭ: преподаватель математики с 43-летним стажем объясняет, почему не стоит

Наука
7 млн интересуются