Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.
Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.
Что такое цветовой круг?
Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.
Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:
- три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
- три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
- шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.
На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.
В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.
Виды цветовых схем
Покажем каждую на примере круга Иттена.
Комплементарные цвета
Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.
Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.
Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.
«Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре».
Николас Коул
Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.
Аналоговые цвета
Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.
Такие цвета любил использовать Клод Моне:
В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.
Треугольная схема
Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.
Яркий пример — «Молочница» Вермеера:
Сплит-комплементарные цвета
Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.
Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.
Прямоугольная схема
Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.
Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.
Ван Гог также использовал четыре цвета: жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.
Квадратная схема
Состоят из цветов в вершинах квадрата.
Часто используются в дизайне интерьеров:
И при изображении городских пейзажей:
Монохромная схема
Это оттенки одного из 12-и цветов круга.
Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.
Ахроматическая схема
Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.
Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы художника Reza Afshar.
Как пользоваться цветовыми схемами, чтобы не сделать хуже
Используйте метод «База, нюанс, акцент»
Чтобы цвета не спорили между собой, а акценты в работе были гармонично распределены, важно отдавать разным цветам разное количество места на рисунке. Два основных цвета не должны занимать одинаковую площадь: лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.
Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):
- База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
- Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
- Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.
Рассмотрим БНА на примере:
Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.
Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного
Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.
Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.
Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки
Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.
Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, но между ними есть и много других оттенков, которые в привычную комплементарную схему не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки. Они сбалансируют картинку и соберут ее воедино.
Полезные ссылки
- На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
- Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
- Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
- Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
Текст написал Владимир Шумилов специально для Smirnov School. Мы учим цифровому рисованию и готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.