Найти тему
Smirnov School

8 схем, которые упростят художнику и дизайнеру работу с цветом

Оглавление

Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.

Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.

Что такое цветовой круг?

Цветовой круг Иттена. Источник
Цветовой круг Иттена. Источник

Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.

Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:

  • три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
  • три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
  • шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.

На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.

В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.

Виды цветовых схем

Покажем каждую на примере круга Иттена.

Комплементарные цвета

Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.

-3

Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи».
Винсент Ван Гог — «Подсолнухи».

Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.

«Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре».
Николас Коул

Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.

Аналоговые цвета

Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.

-5

Такие цвета любил использовать Клод Моне:

Клод Моне — «Японский мостик».
Клод Моне — «Японский мостик».

В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.

Треугольная схема

Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.

-7

Яркий пример — «Молочница» Вермеера:

Йоханнес Вермеер — «Молочница».
Йоханнес Вермеер — «Молочница».

Сплит-комплементарные цвета

Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.

-9

Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.

Клод Моне — «Регата на Аржантёе».
Клод Моне — «Регата на Аржантёе».

Прямоугольная схема

Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.

-11

Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля».
Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля».

Ван Гог также использовал четыре цвета: жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.

Квадратная схема

Состоят из цветов в вершинах квадрата.

-13

Часто используются в дизайне интерьеров:

Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы
Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы

И при изображении городских пейзажей:

Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд».  pattimollica.com.
Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд». pattimollica.com.

Монохромная схема

Это оттенки одного из 12-и цветов круга.

-16

Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.

Клод Моне — «Утро на Сене».
Клод Моне — «Утро на Сене».

Ахроматическая схема

Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.

-18

Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы художника Reza Afshar.

Художник —  artstation.com/rezaafshar
Художник — artstation.com/rezaafshar

Как пользоваться цветовыми схемами, чтобы не сделать хуже

Используйте метод «База, нюанс, акцент»

Чтобы цвета не спорили между собой, а акценты в работе были гармонично распределены, важно отдавать разным цветам разное количество места на рисунке. Два основных цвета не должны занимать одинаковую площадь: лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.

Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):

  • База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
  • Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
  • Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.

Рассмотрим БНА на примере:

Художник —  artstation.com/rezaafshar
Художник — artstation.com/rezaafshar

Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.

Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного

Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.

Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.

Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых.
Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых.

Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки

Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.

Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, но между ними есть и много других оттенков, которые в привычную комплементарную схему не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки. Они сбалансируют картинку и соберут ее воедино.

Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета.
Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета.

Полезные ссылки

  • На сайтах Adobe Color и Color Scheme можно подобрать цветовую схему онлайн, без регистрации и СМС.
  • На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
  • Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
  • Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
  • Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
  • Сайт Brandfolder создаёт палитры на основе изображений, но ещё и подписывает цветовые кодировки.

Текст написал Владимир Шумилов специально для Smirnov School. Мы учим цифровому рисованию и готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.