Найти в Дзене

Опаленная любовью

В греческой мифологии можно найти немало историй любви прекрасных и мрачных, а бывают такие, которые под внешней безмятежностью образа скрывают описание настоящей одержимости. Примером такой истории может служить миф о нимфе Клитии. Историю водной нимфы Клитии рассказывает в своих "Метаморфозах" Публий Овидий Назон.Девушка была влюблена в солнечного бога Аполлона, вот только он не отвечал ей взаимностью. Как раз в эту пору бог воспылал страстной любовью к Левкофее - дочери персидского царя Орхама. Чтобы подольше любоваться красавицей бог даже сделал зимние дни длиннее: Взор направляешь теперь; и то по восточному небу
Раньше восходишь, а то и поздней погружаешься в воды, -
Залюбовавшись красой, удлиняешь ты зимние ночи.
Дабы добиться взаимности от своей новой возлюбленной, бог принял облик ее матери. Так он проник в покои девушки и получил возможность открыть ей свои чувства. Разумеется красавица не смогла устоять перед божественными чарами самого златокудрого Аполлона. Однако влюбле

В греческой мифологии можно найти немало историй любви прекрасных и мрачных, а бывают такие, которые под внешней безмятежностью образа скрывают описание настоящей одержимости. Примером такой истории может служить миф о нимфе Клитии.

Клития. Фрагмент. Эвелин де Морган. 1887 - 1888 г.
Клития. Фрагмент. Эвелин де Морган. 1887 - 1888 г.

Историю водной нимфы Клитии рассказывает в своих "Метаморфозах" Публий Овидий Назон.Девушка была влюблена в солнечного бога Аполлона, вот только он не отвечал ей взаимностью. Как раз в эту пору бог воспылал страстной любовью к Левкофее - дочери персидского царя Орхама. Чтобы подольше любоваться красавицей бог даже сделал зимние дни длиннее:

Взор направляешь теперь; и то по восточному небу
Раньше восходишь, а то и поздней погружаешься в воды, -
Залюбовавшись красой, удлиняешь ты зимние ночи.

Дабы добиться взаимности от своей новой возлюбленной, бог принял облик ее матери. Так он проник в покои девушки и получил возможность открыть ей свои чувства. Разумеется красавица не смогла устоять перед божественными чарами самого златокудрого Аполлона.

Однако влюбленная в бога Клития рассказала о связи Аполлона и Левкофеи отцу девушки, и тот заточил дочь в подземной темнице без окон и дверей. Левкофея скончалась от горя. Аполлон не успел спасти свою возлюбленную, но превратил ее в босвеллию, из смолы которой производят ладан, чтобы "пусть не телом так духом вознеслась она к небесам".

Клития ожидала, что, потерявший Левкофею Аполлон, обратит свой взор на нее. Но этого не произошло. И тогда любовь нимфы переросла переросла в одержимость. Уязвленная и отвергнутая она все дни напролет сидела на камнях, не отрывая взгляда от своего возлюбленного, который, как ни в чем не бывало, гнал по небу свою колесницу.

Клития не могла ни есть, ни пить, ни даже пошевелиться, только плакать. Она провела так девять дней и, в конце концов, ее ноги пустили корни в тех самых камнях, на которых она стояла, а лицо превратилось в подсолнух, обреченный следовать ежедневной дуге солнца по небу.

Клития. Луис Вельден Хоукинс.
Клития. Луис Вельден Хоукинс.

Овидий в своих "Метаморфозах" пишет об этом так:

Чахнуть стала она, любви до безумья предавшись,
Нимф перестала терпеть, дни и ночи под небом открытым
Сидя на голой земле; неприбрана, простоволоса,
Девять Клития дней ни воды, ни еды не касалась,
Голод лишь чистой росой да потоками слез утоляла.
Не привставала с земли, - на лик проезжавшего бога
Только смотрела, за ним головой неизменно вращая.
И, говорят, к земле приросла, из окраски двоякой
Смертная бледность ее претворилась в бескровные листья,
Все же и алость при ней. В цветок, фиалке подобный,
Вдруг превратилось лицо. И так, хоть держится корнем,
Вертится Солнцу вослед и любовь, изменясь, сохраняет".

Она полюбила, но была отвергнута и не смогла примириться с этим. С тщательностью хрониста или даже терапевта Овидий описывает этот путь от влюбленности до предательства и безумия.

Клития. Фредерик Лейтон. 1896 г.
Клития. Фредерик Лейтон. 1896 г.

Интересно, что многие художники, которые брались иллюстрировать историю Клитии, тоже уловили, что этот миф не обычное повествование об антропоморфном происхождении растения, но трактат об одержимости.

Так, Фредерик Лейтон рисует нимфу стоящей на коленях с запрокинутой к небу головой, ее руки простерты к солнцу и она не замечает ничего вокруг: ни мира, который ее окружает, ни равнодушия, с которым Аполлон проезжает мимо. Кстати, эта картина была последней работой художника - она так и осталась не законченной и сегодня находится в доме -музее художника на том же месте, где он ее оставил.

Однако есть и художники, которые отнеслись к Клитии милосерднее, чем Овидий - они оставляют ей надежду. Например, Эвелин де Морган рисует нимфу как раз в момент трансформации. Ее ноги уже приросли к земле, цветы подсолнуха уже распустились и поворачивают к солнцу свои чашечки, но сама Клития заслоняется руками от солнца, словно пытаясь осознать и преодолеть свое безумие.

Клития. Эвелин де Морган. 1887 - 1888 г.
Клития. Эвелин де Морган. 1887 - 1888 г.

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood