Почти у всех детей прекрасная память, и алфавит они запоминают быстро. Родитель рад, и считает, раз буквы выучены, то и до чтения один шаг. Однако, это не так.
Алфавит дает представление о буквах русского языка, но к обучению чтению имеет лишь косвенное отношение.
Почему так?
Привожу пример типичного объяснения родителя о том как сложить буквы в слог:
- Смотри, это буква "Бэ", а это буква "А", а вместе... - и получает в ответ: "БэА".
А что вы удивляетесь? Как запомнил буквы из алфавита, так и произносит. Даже если давать ребенку не буквы, а звуки: Б и А, все равно он будет произносить раздельно: Б.А. Происходит это потому, что у ребенка нет навыка слияния звуков в слоги.
Как же быть, если не учить буквы?
Самым эффективным методом для того, чтобы ребенок сразу начал читать слог цельно является немедленный выход в слог слияния, который используется в методике Зайцева.
Принцип обучения чтению слогами
Вы показываете ребенку карточку со слогом и проговариваете его, можете даже пропевать. Ребенок запоминает произношение слога и его визуальное изображение.
Например, сначала отрабатываем слог слияния с буквой А: ма, ра, ба…
Потом с буквой О: бо,мо, ро… и так до тех пор, пока ребенок начнет не задумываясь, называть показанные вами слоги.
Срабатывает двойной механизм запоминания.
Как вы уже понимаете, автоматизация чтения слогов построена по принципу многократного повторения.
К сожалению, у родителей редко получается избежать банальной долбежки по слогам и сделать этот процесс увлекательным.
Используем игру как инструмент автоматизации чтения
В программе «Предшкола нового поколения» разработана целая серия увлекательных сюжетов с разными персонажами, благодаря чему детям интересно многократно повторять одни и те же слоги. Так мы добиваемся автоматизации прочтения слога.
Например, мы используем сказочных персонажей из программы Н.В. Веткиной, которых зовут Мо-мо-ка и Бу-бу-ка, которые прилетели к нам из космоса и попадают во всякие смешные и сложные ситуации.
В процессе игры дети пропевают слоги и втягиваются в процесс автоматизации безо всякого напряжения.
Вы тоже можете придумать интересного персонажа, нарисовать его, придумать имя и использовать в игре на запоминание слогов.
После изучения слогов можно переходить к составлению простых слов.
И здесь процесс также происходит быстрее, потому что проговорить или даже пропеть два слога подряд совсем не сложно. Ведь навык произношения слогов уже есть.
В следующей статье мы рассмотрим ошибки в обучении чтению ребенка при переходе от слогов и простых слов к текстам из книжек.
Также по теме автоматизации слогов предлагаю вам посмотреть видео на моем канале Заучивание алфавита - основная ошибка родителей в обучении ребенка чтению. А также про подбор правильных наглядных пособий
Если у вас есть вопросы, пишите комментарии, я обязательно отвечу!.
Ссылка на таблицы слогов Н. Зайцева https://disk.yandex.ru/i/90b9my9K-n7ZGw
Подписывайтесь на мой канал, и вы всегда будете в курсе современных способов подготовки детей к школе!