Найти тему

Заучивание алфавита - основная ошибка родителей в обучении ребенка чтению

Оглавление

Почти у всех детей прекрасная память, и алфавит они запоминают быстро. Родитель рад, и считает, раз буквы выучены, то и до чтения один шаг. Однако, это не так.

Алфавит дает представление о буквах русского языка, но к обучению чтению имеет лишь косвенное отношение.

Почему так?

Привожу пример типичного объяснения родителя о том как сложить буквы в слог:

- Смотри, это буква "Бэ", а это буква "А", а вместе... - и получает в ответ: "БэА".

А что вы удивляетесь? Как запомнил буквы из алфавита, так и произносит. Даже если давать ребенку не буквы, а звуки: Б и А, все равно он будет произносить раздельно: Б.А. Происходит это потому, что у ребенка нет навыка слияния звуков в слоги.

Как же быть, если не учить буквы?

Самым эффективным методом для того, чтобы ребенок сразу начал читать слог цельно является немедленный выход в слог слияния, который используется в методике Зайцева.

В программе "Предшкола нового поколения", которую мы реализуем в своем центре, мы используем таблицы и кубики Н. Зайцева. В конце статьи вы найдете ссылку на таблицы со слогами, которые сможете распечатать и использовать в домашних условиях.
В программе "Предшкола нового поколения", которую мы реализуем в своем центре, мы используем таблицы и кубики Н. Зайцева. В конце статьи вы найдете ссылку на таблицы со слогами, которые сможете распечатать и использовать в домашних условиях.

Принцип обучения чтению слогами

Вы показываете ребенку карточку со слогом и проговариваете его, можете даже пропевать. Ребенок запоминает произношение слога и его визуальное изображение.

Например, сначала отрабатываем слог слияния с буквой А: ма, ра, ба…

Потом с буквой О: бо,мо, ро… и так до тех пор, пока ребенок начнет не задумываясь, называть показанные вами слоги.

Обучение детей чтению по слогам
Обучение детей чтению по слогам

Срабатывает двойной механизм запоминания.

Как вы уже понимаете, автоматизация чтения слогов построена по принципу многократного повторения.

К сожалению, у родителей редко получается избежать банальной долбежки по слогам и сделать этот процесс увлекательным.

Используем игру как инструмент автоматизации чтения

В программе «Предшкола нового поколения» разработана целая серия увлекательных сюжетов с разными персонажами, благодаря чему детям интересно многократно повторять одни и те же слоги. Так мы добиваемся автоматизации прочтения слога.

Например, мы используем сказочных персонажей из программы Н.В. Веткиной, которых зовут Мо-мо-ка и Бу-бу-ка, которые прилетели к нам из космоса и попадают во всякие смешные и сложные ситуации.

В процессе игры дети пропевают слоги и втягиваются в процесс автоматизации безо всякого напряжения.

Вы тоже можете придумать интересного персонажа, нарисовать его, придумать имя и использовать в игре на запоминание слогов.

После изучения слогов можно переходить к составлению простых слов.

И здесь процесс также происходит быстрее, потому что проговорить или даже пропеть два слога подряд совсем не сложно. Ведь навык произношения слогов уже есть.

В следующей статье мы рассмотрим ошибки в обучении чтению ребенка при переходе от слогов и простых слов к текстам из книжек.

Также по теме автоматизации слогов предлагаю вам посмотреть видео на моем канале Заучивание алфавита - основная ошибка родителей в обучении ребенка чтению. А также про подбор правильных наглядных пособий

Если у вас есть вопросы, пишите комментарии, я обязательно отвечу!.

Ссылка на таблицы слогов Н. Зайцева https://disk.yandex.ru/i/90b9my9K-n7ZGw

Подписывайтесь на мой канал, и вы всегда будете в курсе современных способов подготовки детей к школе!