1920-е годы. Володарский район Ленинграда. Как молодёжь проводила свои выходные и праздничные дни? Существовало 2 способа: можно было отправиться на «вечорку», а можно — на «вечеруху».
Итак. На «вечерухи», т. е. субботние «танцульки с танцами и поцелуями» шла «вся местная "шпана". Часто устраивались драки, где, кроме кулаков, иногда пускались в ход и ножи» (1).
На «вечорки» ходили пить чай из самовара и читать стихи: «Мы вот собирались по праздникам на квартире у одного из знакомых парней. Собирались, чтобы пьянствовать, гулять во-всю. Надоело так время проводить, решили по-новому организовать вечорку. Мы показали пример первой литературной вечорки в Володарском районе. Каждый из пришедших на вечорку принес с собой гитару, мандолину, книжечку юмористических рассказов, стихов… Нас было 25 человек и никто из нас не скучал» (2).
Видимо, рабочая молодёжь столетие назад делала выбор в пользу «вечерух», что способствовало росту хулиганства в районе. К слову, репутация Володарского района в те годы была соответствующей — «наиболее подверженный пьянству и пьянкам» (3).
Сознательные граждане пытались бороться с таким поведением, в том числе писали в редакции городских газет жалобы о запрете таких «вечерух». Правда, выпить за Невской заставой любили всегда, поэтому битва с тягой к зелёному змию велась здесь разными способами.
Примеры борьбы с пьянством за Невской заставой на рубеже XIX–XX вв.:
⦁ Работа «Невского общества устройства народных развлечений», главная цель которого состояла в том, чтобы «содействовать доставлению местному рабочему населению нравственных, трезвых и дешевых развлечений» (4).
Пример развлечений найдёте в нашей статье «В город пришёл праздник. Что будем делать?» https://vk.com/@nevzastava-v-gorod-prishel-prazdnik-chto-budem-delat
⦁ Движение народных трезвенников, созданное одним из самых известных проповедников Петербурга рубежа XIX–XX вв. — Иваном Чуриковым. В его доме за Невской заставой располагался центральный совет христиан-трезвенников. В основе учения Чурикова лежала идея о духовном спасении путём отказа от алкогольных напитков и курения.
Подробнее об Иване Чурикове можно прочитать в нашей статье «Где жил братец Иванушка?» https://telegra.ph/Gde-zhil-bratec-Ivanushka-12-15
⦁ Открытие за Невской заставой экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма при Психоневрологическим институте В. М. Бехтерева.
Подробнее о деятельности Психоневрологического института читайте в нашей статье «Нервный век» https://vk.com/@nevzastava-nervnyi-vek
⦁ Советы по оказанию первой помощи при сильнейшем опьянении печатались даже в карманном справочнике для полицейских (1897 год):
После революции 1917 года борьба с алкоголизмом среди рабочего населения Невской заставы приобрела новый масштаб.
Во-первых, масштаб численный: в течение 1920-х годов в районе наблюдался постоянный рост жителей.
«Массовое потребление спиртных напитков, выросшее за последние два года в Ленинграде до значительных размеров (в Ленингр. на 1927 г. на 1.627.000 жителей выпито одной только 40-градусной — 1.860.000 ведер), тяжело отражается на жизни населения» (5).
Во-вторых, началась масштабная государственная компания за новый быт, гигиену тела и борьбу с алкоголизмом. Для взрослых и детей выпускались плакаты, брошюры, газеты, журналы с полезными советами и правилами. Ведь «новоиспечённые горожане» зачастую не знали основных правил гигиены, да и порой пили по-чёрному.
«На вопрос о том, в какой книге больше всего нуждается (рабочая) казарма, работницы заявили: Дайте нам книжек против алкоголя, да таких, чтобы мужики прочитали и пить бросили» (6).
В-третьих, во второй половине 1920-х годов в Володарском районе стали открываться дома культуры, предлагающие альтернативные варианты проведения пьяного досуга: творческие кружки, работающая библиотека, антиалкогольные лекции, выставки, спектакли и концерты.
Только этого всего было недостаточно: «В 1927 году борьбу с алкоголизмом вел санпросвет, а в 1928 году работу по борьбе с алкоголизмом вели районные наркологи (1 нарколог в каждом из шести районов)» (7). Кроме того, в каждом районе Ленинграда были созданы «Общества борьбы с алкоголизмом», по результатам деятельности которых ежегодно проводились конференции.
Теперь, когда все взгляды присутствующих на этой фотографии обращены на вас в надежде, что вы примите здоровое решение — выбирайте: куда отправитесь в свой выходной день?
P.S. Несколько слов о плакате «Кто куда, а я в Сберкассу!», фрагмент которого использован в оформлении статьи. Это популярный плакат 1920-х годов, cуществовавший во множестве вариантов; рекламный лозунг часто приписывают В. Маяковскому.
Список литературы:
⦁ Газета «Красная газета» № 48 (2092). 1925
⦁ Галин Б. «Организуем свой досуг». М., 1927
⦁ Газета «Культура и быт». № 1. 1928
⦁ Сабурова Н.П. ⦁ «Благотворительность в сфере просвещения и нравственности (Петербург на рубеже XIX–⦁ XX веков)»
⦁ Газета «Культура и быт». № 1. 1928
⦁ Ермилов В. «Быт рабочей казармы». М., 1930
⦁ Газета «Культура и быт». № 1. 1928
_______
Наталья Клапунова,
научный сотрудник музея "Невская застава"