Найти в Дзене

Купчино. Первый ленинградский транспортный хаб и «переезд» платформ.

Дорогие друзья, наверняка вы обращали внимание на то, насколько органично расположены железнодорожные станции или платформы в населённых пунктах, что в иной раз создаётся впечатление, что эти транспортные сооружения были здесь всегда. Действительно, к выбору размещения раздельных пунктов железной дороги проектировщики и изыскатели всегда подходили ответственно, поэтому объекты стальных магистралей достаточно быстро становились неотъемлемой частью пространства, нередко являясь свидетелями или даже участниками важных исторических, культурных и прочих событий.

В нашей новой рубрике «Магистраль в истории края» мы расскажем вам про широко и не очень известные станции и остановочные пункты Октябрьской железной дороги, история которых богата интересными деталями из жизни железных дорог, поселений и государства в целом.

Сегодня наше внимание будет уделено хорошо известному остановочному пункту на юге Санкт-Петербурга — Купчино. Примечательно, что к никаким купцам в действительности название отношения не имеет, а связано с небольшим историческим финно-угорским поселением Купчинова, которое впервые упоминается в одном из дозорных документов 1612 года.

-2


В 1830-х годах западнее деревни была проложена Царскосельская железная дорога. Однако свой полустанок на первой отечественной магистрали деревня обрела только спустя сто лет. При этом нынешний остановочный пункт Купчино сейчас расположен в другом месте - в 2,5 километрах южнее. Прежние же платформы получили наименование «Проспект Славы». Причина переезда остановочного пункта обоснована открытием в 1972 году долгожданной станции ленинградского метрополитена «Купчино», которая привела подземку к развивающемуся району массового жилищного строительства. Благодаря наземному размещению станции метро проектировщики смогли создать удобный пересадочный узел для пассажиров пригородных поездов Октябрьской железной дороги и наземного городского транспорта, который стал первым из подобных транспортных хабов Северной столицы. При строительстве железнодорожных платформ в Купчино тогда же в 1970-е был оставлен задел по будущее развитие узла — в случае необходимости здесь можно будет устроить два дополнительных пути для увеличения пропускной способности.

-3
-4

В настоящее время остановочный пункт Купчино не теряет своей актуальности и пользуется заслуженным спросом у пассажиров. Большой пассажиропоток обусловил популярность местности для размещения объектов торговли, а с 2011 года в близи остановочного пункта был открыт вокзал южной трассы Малой Октябрьской железной дороги — одной из самых протяжённых и технически оснащённых учебных магистралей в России, на которой ежегодно юные петербуржцы проходят практику и осваивают десяток железнодорожных профессий.

-5