Архитектор, художник и дизайнер, важнейшая фигура в мировой истории дизайна XX века.
Лазарь Мордухович Лисицкий родился в 1890 году. В 1914 году с отличием закончил архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте. В 1915 — 1918 годы учился в Рижском политехническом институте и закончил его в Москве, куда институт был эвакуирован. В конце 1910-х годов иллюстрировал книги на идише Еврейского народного издательства в Киеве.
В 1919 году Лисицкий начал преподавать в Художественном училище в Витебске. Там он присоединяется к группе УНОВИС, организованной Казимиром Малевичем, и в составе этой группы разрабатывает концепцию ПРОУНов («проектов утверждения нового») — пространственных супрематических построений. Иллюстрирует книги, издаваемые группой УНОВИС.
В 1921 году приезжает в Москву, а затем — в Германию. До 1925 года Лисицкий жил за границей. В это время он широко выставлялся, участвовал в конференциях и конгрессах авангардных художников, основал группу «Конструктивистский интернационал» и вместе с Ильёй Эренбургом выпускал журнал этой группы «Вещь», познакомился с Тео ван Дусбургом и по его приглашению вступил в группу «Де Стейл». Широкую известность принесла Лисицкому оформленная им книга стихов Маяковского «Для голоса», существенно повлиявшая на развитие модернистского графического дизайна во всём мире. Его утопический проект «Горизонтальных небоскрёбов» в Москве (начала 1920-х годов) имел большое влияние на мировую архитектурную мысль вплоть до начала XXI века.
Затем Лисицкий возвращается в Москву и до 1930 года руководит отделением деревообработки московского ВХУТЕИНа. При этом продолжает регулярно работать за границей.
Он спроектировал «Кабинет абстракций» в Ганноверском музее (1927 год), оформил павильоны СССР на международных выставках «Пресса» в Кёльне (1929 год) и «Гигиена» в Дрездене (1930 год). Эти экспозиции считаются вершиной конструктивистского экспозиционного дизайна.
В 1930-е годы некоторое время работает архитектором ВСХВ. Однако, основное направление его деятельности в это десятилетие — графический дизайн.
Эль Лисицкий создаёт фотомонтажные композиции для журнала «СССР на стройке», выступает редактором нескольких его номеров, делает плакаты. В 1941 году он умер от туберкулёза.
На нашей выставке «Вещь! Предметный разговор» представлены реконструкции дизайн-проектов Эль Лисицкого: комбинаторной мебели из базовых элементов, а также кресла D61, которое использовалось в проекте полноразмерной жилой ячейки, представленной на советской экспозиции в рамках международной выставки «Гигиена» в Дрездене.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#биография_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии