Найти в Дзене

Эль Лисицкий

Архитектор, художник и дизайнер, важнейшая фигура в мировой истории дизайна XX века.

Лазарь Мордухович Лисицкий родился в 1890 году. В 1914 году с отличием закончил архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте. В 1915 — 1918 годы учился в Рижском политехническом институте и закончил его в Москве, куда институт был эвакуирован. В конце 1910-х годов иллюстрировал книги на идише Еврейского народного издательства в Киеве.

Эль Лисицкий и его макет сценической установки для спектакля «Хочу ребёнка» в театре Мейерхольда
Эль Лисицкий и его макет сценической установки для спектакля «Хочу ребёнка» в театре Мейерхольда

В 1919 году Лисицкий начал преподавать в Художественном училище в Витебске. Там он присоединяется к группе УНОВИС, организованной Казимиром Малевичем, и в составе этой группы разрабатывает концепцию ПРОУНов («проектов утверждения нового») — пространственных супрематических построений. Иллюстрирует книги, издаваемые группой УНОВИС.

Первый выпуск журнала «Вещь». 1922
Первый выпуск журнала «Вещь». 1922

В 1921 году приезжает в Москву, а затем — в Германию. До 1925 года Лисицкий жил за границей. В это время он широко выставлялся, участвовал в конференциях и конгрессах авангардных художников, основал группу «Конструктивистский интернационал» и вместе с Ильёй Эренбургом выпускал журнал этой группы «Вещь», познакомился с Тео ван Дусбургом и по его приглашению вступил в группу «Де Стейл». Широкую известность принесла Лисицкому оформленная им книга стихов Маяковского «Для голоса», существенно повлиявшая на развитие модернистского графического дизайна во всём мире. Его утопический проект «Горизонтальных небоскрёбов» в Москве (начала 1920-х годов) имел большое влияние на мировую архитектурную мысль вплоть до начала XXI века.

Книга Владимира Маяковского «Для голоса». 1923. Экземпляр из MoMA.
Книга Владимира Маяковского «Для голоса». 1923. Экземпляр из MoMA.

Затем Лисицкий возвращается в Москву и до 1930 года руководит отделением деревообработки московского ВХУТЕИНа. При этом продолжает регулярно работать за границей.

Выставка «Пресса» в Кёльне. 1929
Выставка «Пресса» в Кёльне. 1929

Он спроектировал «Кабинет абстракций» в Ганноверском музее (1927 год), оформил павильоны СССР на международных выставках «Пресса» в Кёльне (1929 год) и «Гигиена» в Дрездене (1930 год). Эти экспозиции считаются вершиной конструктивистского экспозиционного дизайна.

Эль Лисицкий и ученики. Проект оборудования жилой ячейки типа F. 1929
Эль Лисицкий и ученики. Проект оборудования жилой ячейки типа F. 1929

В 1930-е годы некоторое время работает архитектором ВСХВ. Однако, основное направление его деятельности в это десятилетие — графический дизайн.

Фотомонтаж из Альбома «СССР строит социализм». 1933
Фотомонтаж из Альбома «СССР строит социализм». 1933

Эль Лисицкий создаёт фотомонтажные композиции для журнала «СССР на стройке», выступает редактором нескольких его номеров, делает плакаты. В 1941 году он умер от туберкулёза.

Рисунок горизонтального небоскрёба, подписанный по-немецки: «для [голландского архитектора, члена группы «Де Стейл» Якобса] Ауда». 1924
Рисунок горизонтального небоскрёба, подписанный по-немецки: «для [голландского архитектора, члена группы «Де Стейл» Якобса] Ауда». 1924

На нашей выставке «Вещь! Предметный разговор» представлены реконструкции дизайн-проектов Эль Лисицкого: комбинаторной мебели из базовых элементов, а также кресла D61, которое использовалось в проекте полноразмерной жилой ячейки, представленной на советской экспозиции в рамках международной выставки «Гигиена» в Дрездене.

Стул с выставки «Гигиена». 1930. Музей дизайна Vitra
Стул с выставки «Гигиена». 1930. Музей дизайна Vitra

#decorativeartmuseum

#damuseum

#биография_damuseum

#годкультурногонаследиянародовроссии