Найти тему
Сделано у нас

ОДК в 2021 году выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500

Предприятие «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) в 2021 году выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500.

Эти силовые установки собираются из российских комплектующих, регулярно модернизируются и дорабатываются под новые модели вертолетов.

У этих двигателей-родственников большая и славная история. В 1972 году ленинградским ОКБ им. В.Я.Климова (ныне «ОДК-Климов») под руководством главного конструктора С.П.Изотова и его заместителя С.В.Люневича был разработан вертолетный двигатель ТВ3-117. 31 марта двигатель отметил полувековой юбилей. В этот день 50 лет назад завершились государственные испытания.

«Сейчас мы выпускаем порядка 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 различных модификаций. Конечно, главный упор делаем на ВК-2500 российского производства и его новые модификации для военной и гражданской техники. Это плод труда огромного количества предприятий-кооперантов и людей, которые провели кропотливую работу по налаживанию сложных производственных процессов. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. Появляются новые модели вертолетов, для которых мы также дорабатываем конструкцию двигателей, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации», - рассказал директор программ ВК-2500 и ТВ3-117, главный конструктор Евгений Проданов.

Производство двигателя ТВ3-117 первой серии началось с января 1973 года на Запорожском заводе, где было организовано представительство главного конструктора ОКБ им. В.Я. Климова.

ВК-2500 в сборочном цехе ОДК-Климов. Фото автора
ВК-2500 в сборочном цехе ОДК-Климов. Фото автора

Мотор ТВ3-117 изначально создавался в первую очередь для вертолета огневой поддержки Ми-24. Поэтому в него изначально была заложена избыточная надежность и прочность. Но при этом двигатель вышел легким, так как концепция минимальной массы, была заложена в ОКБ еще со времен главного конструктора В.Я. Климова.

Газогенератор включал двенадцатиступенчатый осевой компрессор, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатую турбину. Силовая турбина также состояла из двух ступеней.
По градации совершенства, принятой в мировой классификации, ТВ3-117 относится к третьему поколению двигателей. При его разработке были применены рациональные приемы конструирования, новые технологические процессы, снижена металлоемкость машины. Впервые в двигателе применили контактные графитовые уплотнения, что позволило вдвое сократить утечки воздуха. Еще одно ноу-хау – применение поворотных направляющих аппаратов первых четырех ступеней и входного направляющего аппарата.

Такие передовые на тот момент инженерные решения позволили наилучшим образом согласовать работу отдельных ступеней и получить КПД с максимальным значением 86%.

Сборка ВК-2500 в сборочном цехе ОДК-Климов. Фото автора
Сборка ВК-2500 в сборочном цехе ОДК-Климов. Фото автора

Двигатель ТВ3-117 вышел настолько удачным, что хотя и создавался для военных вертолетов, он постепенно завоевал в СССР и РФ весь рынок двигателей, предназначенных для средних вертолетов. Машины с этими двигателями по технико-экономической эффективности стали в мировой коммерческой эксплуатации лидерами среди вертолетов своего класса. Вертолет Ми-8, оснащенный этим двигателем, известен на весь мир, и работает в десятках стран мира, включая страны с тяжелейшим климатом.

Двигатель производился в Запорожье, но уже в начале нулевых стало понятно, что его производство необходимо перемещать в Россию. Было принято решение о создании собственного полностью независимого производства вертолётных двигателей на базе ОАО «Климов».

Завод ОДК-Климов. Фото автора
Завод ОДК-Климов. Фото автора

Сначала начали со сборки двигателей на базе импортных комплектующих, постепенно улучшая локализацию. Так в 2009 году на ОАО «Климов» с использованием украинских комплектующих было собрано около 100 двигателей.

Но уже в 2015 локализация двигателя под именем ВК-2500 была завершена полностью. Сейчас в ОДК-Климов собирают надежные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 всех моделей и модификаций в кооперации с предприятиями РФ полностью из российских комплектующих.

Но, важно, что двигатель не просто локализовали, он постоянно совершенствовался.

«За эти 50 лет пройден большой путь совершенствования двигателя. Современные модели имеют ряд конструктивных отличий от предшественников. Сегодня ТВ3-117 и ВК-2500 известны во всем мире как самые надежные и неприхотливые моторы, которые не подведут в ответственный момент», - отметил Данила Изотов, главный специалист дирекции программы ВК-2500, ТВ3-117, внук С.П. Изотова.

Сегодня ОДК-Климов это мощное, современное предприятие. На базе КБ был создан полноценный завод, а производственные мощности были вынесены из центра города, на просторную площадку, где создана мощная современная производственная и испытательная база.

Завод ОДК-Климов. Фото автора
Завод ОДК-Климов. Фото автора

ОДК-Климов продолжает развивать линейку двигателей ВК-2500 и наращивать темпы производства с учетом нужд государственного заказчика и коммерческих организаций, а также экспортных поставок.

Подписывайтесь на мой канал на YouTube здесь.

На RuTube можно подписаться здесь.

И про 👍 не забудьте