Найти в Дзене
История живописи

Картина за 17 дней от Карла Брюллова

Эта картина приковывает к себе взгляды своим драматизмом, «надрывом» момента, запечатленного художником. Сюжет картины был взят из поэмы «Лузиады» знаменитого португальского поэта Камоэнса, которая в свою очередь была, по сути, «творческим» взглядом на историю Португалии от ее мифического прародителя Луза и до открытия Васко да Гамой пути в Индию вокруг Африки. Если кто помнит и в детстве читал «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, то в ней незадачливый ученый Паганель именно по «Лузиадам» учит «испанский» язык, который по прибытии в Аргентину оказывается португальским.

Но вернемся к картине. Она написана в рекордные сроки – за 17 дней и такая скорость не случайна. Дело в том, что Брюллов, вернувшись в Милан в 1834 году, получил язвительное замечание (история не сохранила от кого оно было), что он мол при всем своём таланте, не успеет написать новую картину к художественной выставке, которая вскоре откроется в городе. Можно сказать, что великого художника хотели взять «на слабо». Однако Брюллов принял вызов, заперся в одной из комнат особняка Брера и через семнадцать дней явил миру свое новое творение.

"Смерть Инессы де Кастро" К. Брюллов, 1834
"Смерть Инессы де Кастро" К. Брюллов, 1834

Многие исследователи отмечали, что на сюжет этой картины повлияло другое творение, которое демонстрировалось в том же Парижском салоне, где была выставлена его шедевральная работа "Последний день Помпеи" все в том же 1834 году. Называлось оно «Казнь Джейн Грей» (подробнее о ней здесь) французского художника Поля Делароша.

"Казнь Джейн Грей" Поль Деларош, 1833
"Казнь Джейн Грей" Поль Деларош, 1833

Конечно, на мой взгляд, что-то общее присутствует в этих картинах, но все же Деларош более «спокоен», если можно так выразиться, там нет надрыва, там есть торжественность и трагизм момента восшествия на плаху невинной женщины. У Брюллова больше эмоций и того самого «надрыва», меньше академизма, театральных и постановочных поз, как это было в картине у француза.

Так все-таки кто эта женщина, и почему она взывает к человеку в богатых одеяниях, а ее держат за руки убийцы? Расскажу более или менее кратко, чтобы не вдаваться в подробности португальской истории, которая вряд ли интересна большинству читателей. С 1325 по 1357 год в Португалии правил король Афонсу IV, у него был сын и наследник Педру, который влюбился во фрейлину собственной жены, ее звали Инес де Кастро (или Инеш де Каштру, если на португальский манер). После смерти его жены, Педру не считал нужным более скрывать свои отношения с Инес, перевез ее во дворец и собирался жениться на ней. Король не мог этого допустить, тем более что у Инес с Педру уже появились к тому времени незаконнорождённые дети, которые в будущем могли претендовать на престол. Король отослал сына в военный поход и отправил к его фаворитке наемных убийц. Именно этот момент запечатлен на картине.

Инес Де Кастро

-3

Перед нами молодая женщина, которая смотрит на короля с мольбой о пощаде. Судя по всему женщину вытащили прямо из постели, так как из одежды на ней только белая сорочка. Обратимся к источнику вдохновения Брюллова:

Когда Инеш несчастную втащили
В покои короля, такую жалость
Ему рыданья женщины внушили,
Что сердце короля от горя сжалось,
Но вновь его клевреты обступили,
Уже бряцанье стали раздавалось,
И уступил с угрюмостью покорной
Могучий властелин своим придворным.

Луиш де Камоэнс. Лузиады. Перевод Ольги Овчаренко

Король Афонсу IV "Храбрый"

-4

Король смотрит на женщину достаточно высокомерно, но еще пока раздумывает как поступить с ней. Ибо согласно Камоэнсу, которым как мы знаем вдохновлялся Брюллов, в какой-то момент он засомневался и хотел дать ей прощение, но давайте прочитаем об этом в первоисточнике:

Король, ее растроганный слезами,
Хотел несчастной даровать прощенье
Но свита с обнаженными мечами
К ней подступила в яром озлобленье
(Предрешено, как видно, небесами
Инеш безвинной было убиенье).

Луиш де Камоэнс. Лузиады. Перевод Ольги Овчаренко

На голове у короля берет - популярный головной убор в средневековье, который носили как аристократы, так и представители низших сословий. На плечах - королевская мантия, подбитая горностаем, символ богатства и могущества правителя.

Обувь мужчин

-5

Называется она пулены, мягкие кожаные башмаки без каблуков с заострёнными носами и часто без подошвы вообще. Были популярны в Европе в XIV-XV веках. Вероятнее всего произошли от национальной восточной обуви с заостренными носами, которые назывались бабуши. В Европу бабуши попали с возвращением крестоносцев после первого Крестового похода.

Убийцы

-6

Интересная деталь - у двух из трех убийц мы видим на груди католические кресты на цепях. Эти символы веры очень контрастируют с их лицами, одно из которых просто на грани безумия, а второе хладнокровно ждет финального приказа. Здесь можно увидеть отсылку на отношение Брюллова к католической церкви, ведь как известно, его отец будучи французом-гугенотом (то есть протестантом) был вынужден бежать из своей родной страны именно из-за притеснений католиков.

Дети Инес

-7

Незаконнорожденные внуки короля Афонсу. Всего Инес родила Педру четырех детей, из которых выжило три. На данной картине, вероятнее всего показаны Беатриса и Жуан, так как третий ребенок был слишком мал еще на момент смерти Инес в 1355 году. Все они пережили свою мать, и некоторые из них действительно, как этого и опасался Афонсу, были претендентами на престол в гражданской войне в Португалии много лет спустя.

В целом мы должны понимать, что у всей этой истории есть две интерпретации: 1- на основе поэмы Камоэнса, 2 - на основе исторических данных. Так вот на картине Брюллова задействована именно интерпретация поэмы, хотя по историческим данным, как я понял, ясности нет – убили ее наемники или ее обезглавили на казни, но факт в том, что она погибла. Историческая ирония заключается в том, что именно из-за ее смерти наследник Педру начал-таки гражданскую войну, которой так боялся его отец король Афонсу. И закончилась она только со смертью старого короля.

У этой истории есть еще продолжение, если можно так выразиться, в духе «Баек из склепа», когда Инес спустя несколько лет после смерти короновали. Да, вы правильно поняли, по легенде ее эксгумировали, одели в свадебные одежды и посадили на трон, есть даже картина художника Пьера-Шарля Конта на этот сюжет.

"Коронация Инес де Кастро в 1361 году" Пьер-Шарль Конт, 1849
"Коронация Инес де Кастро в 1361 году" Пьер-Шарль Конт, 1849

Неизвестно насколько это легенда или правда, лично мне напомнило историю нашего императора Павла I, который по восшествии на престол приказал эксгумировать останки своего отца Петра III и короновал их прежде чем захоронить окончательно в Петропавловском соборе. Там, конечно, руку не целовали останкам, как это показано на картине Конта, но все же аналогия просматривается на мой взгляд. Однако это все же больше похоже на легенду, как я понял, доказательств этих событий найдено не было.

Достоверно известно то, что Педру распорядился похоронить его рядом со своей возлюбленной Инес, причем так, чтобы их саркофаги были друг напротив друга. Так и было сделано, ныне они покоятся в монастыре Алкобаса, небольшого португальского городка.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #искусство #картины #карл брюллов #русская живопись #мировое искусство