После того, как Томаш бросил Элеонору с детьми в 1898 г., он появлялся в их жизни всего несколько раз. Летом 1900 Томаш получил приглашение танцевать в Красносельском театре. Он приехал из Парижа со своей партнёршей Марией Лабунской (первой возлюбленной Николая II), с которой они танцевали в «Фоли Бержер» во время Всемирной выставки. Элеонора надеялась, что роман мужа с Румянцевой (к которой он ушёл) закончился и он останется с семьёй. Но этого не случилась, Томаш уехал, так и не увидев сына в форме учащегося Императорского училища. По описанию Брони, с Вацлавом отец вёл себя жёстко, может быть чувствуя осуждение сына, который жалел мать. С дочерью отец был более мягким.
В следующий раз они увидели своего отца только в марте 1906. Томаш приехал на ежегодный школьный спектакль и впервые увидел своего сына на сцене Мариинского театра. Вацлав говорил матери: «Пусть он приедет и увидит, какой я вырос. Без него, только с тобой мамуся! Пусть увидит меня на сцене!»
Броня думала, что увидев сына на лучшей сцене России, отец будет гордится Вацлавом. Но тот не выразил даже удивления, был скуп на похвалы и щедр на критику. Томаш не сумел найти верных слов и обидел сына.
Тогда же Вацлав и Броня увидели, как танцует их отец. В репетиционном зале Училища Томаш показал им свой танец. Они были шокированы. Танца такой технической сложности они никогда раньше не видели. Все движения он делал виртуозно, с большой скоростью, очень слитно и без видимого усилия. У него был гигантский прыжок и редкая способность зависать в воздухе. Многие виртуозные па, которые показывал отец, были невыполнимы в технике классического танца.
В следующий раз отец приехал через год, в апреле 1907 на выпускной спектакль Вацлава.
Интересно, что в Училище не было известно, что отец бросил их. Считалось, что Томаш Нижинский - известный танцовщик, который ведёт кочевой образ жизни и редко видится с семьёй.
Как видим, уйдя из семьи, отец совершенно не поддерживал своих детей морально. Они совершенно не могли рассчитывать на его помощь, внимание и любовь. Материальная его помощь тоже была очень нерегулярной.
За всё лето 1907 года, Томаш не прислал своей семье ни копейки, но слал письма, в которых звал Вацлава приехать к себе в Нижний Новгород, где он жил со своей любовницей Румянцевой. Вацлав ехать не хотел, но мать уговорила его. Встреча отца и сына состоялась в конце лета. Это была их последняя встреча в жизни.
Существует два совершенно разных описания этой встречи. Одну версию Вацлав рассказал матери и сестре после возвращения, а другую – жене Ромоле спустя много лет.
Версия 1. Вацлав собирался прожить в Нижнем Новгороде неделю, но пробыл там один день и вернулся очень расстроенный. Заявил, что поссорился с отцом и порвал с ним навсегда. Вацлав рассказал, что когда он пригласил отца пообедать в гостинице, тот сказал, что хочет познакомить его с женщиной, с которой живёт и она скоро подойдёт. Вацлав вскочил и вне себя начал выговаривать отцу: «Я не желаю знакомится с этой женщиной! Она причина несчастья моей матери и нас! Отец не должен представлять сыну свою любовницу! Как я буду смотреть в глаза матери, если сяду с ней за один стол! Мать одна вырастила нас, дала мне образование, благодаря которому я стал артистом. Она боролась с нуждой, часто сидела голодная, чтобы приготовить еду детям в выходные. Бывало продавала всё, что можно, даже собственную одежду. В то время как ты, отец, зарабатывал немалые деньги и припеваючи жил со своей любовницей, совершенно забыв о своих детях!» Рассерженный отец прервал его: «Сын не может оскорблять отца!» В этот момент Вацлав увидел приближающуюся элегантную женщину. Он развернулся, молча вышел из ресторана и в тот же вечер уехал домой.
После этой встречи они больше никогда не видели Томаша. Он перестал присылать им деньги и даже не приехал на выпускной к Броне в следующем году.
По секрету Вацлав рассказал Броне, что узнал от отца, что у них есть сестра Марина.
Версия 2. Когда сын и отец встретились, это была великая минута для них обоих. Физически Вацлав был почти копией своего отца. Томаш увидел себя возродившемся в этом юноше, который исполнил его заветные желания. Глядя на сына, отец чувствовал укоры совести за своё пренебрежение. Но Вацлав не упрекнул его ни словом. Он сказал о своём уважении отцу и о том, что благодарен ему за таланты, которые получил от него в дар. Они провели вместе несколько счастливых дней. Вацлав рассказал отцу всё о себе, о своей работе в театре и о своих замыслах в жизни. Они танцевали друг для друга. И отец увидел в сыне гениальность. Томаш подарил Вацлаву запонки. Это был единственный подарок от отца, Вацлав очень дорожил этими запонками и всегда носил с собой. Отец обещал приехать на следующий год, но больше они не виделись.
Как нетрудно догадаться, жене Вацлав рассказал свою мечту, а не то, как это было на самом деле. Из этого описания можно понять, насколько Вацлаву не хватало отца, как ему нужны были его любовь и участие, его похвала, одобрение и признание. Но увы, отец ничего не дал ему из этого. Только презрение и унижение. И когда очень скоро на его пути появится князь Львов, совершенно очевидно, на каких струнах души Вацлава он сыграет.