Найти в Дзене

Почему все смотрят документальное кино?

Оглавление

Документальное кино все больше захватывает индустрию. Самыми обсуждаемыми проектами сезона чаще становятся не киноблокбастеры, а документальные проекты, как «Аферист из Tinder» или «Дикая, дикая страна». Попробуем разобраться в причинах такого успеха вместе с «Индустрией».

Долгие годы в сознании большинства людей документальное кино ассоциировалось с чем-то вроде тв-фильмов в честь какого-нибудь звездного юбиляра, где кадры из хроники с закадровой озвучкой перемежаются с интервью друзей и родственников.

"Человек с киноаппаратом" (1929)
"Человек с киноаппаратом" (1929)

В то же время настоящая документалистика за этот период прошла путь от таких первых авторских экспериментов, как «Человек с киноаппаратом» (1929), до Feature Doc — художественных документальных фильмов и сериалов с режиссерским и операторским видением, яркими героями, сюжетом и жанром. Тем самым документальность стала формой высказывания, к которой обращается все больше крупных мировых площадок. И вот уже именно документальные проекты бьют рекорды на стриминговых сервисах.

Так в чем же секрет?

Завораживающие темы

Документальное кино способно без хромакея перенести нас в морские глубины, безжизненную пустыню песка или снега, показать изнутри реализацию громкой аферы и жизнь «других» на далеком континенте.

Все эти непридуманные сюжеты зачастую оказываются куда более закрученными и фантастичными, чем идеи матерых сценаристов. Так «Акт убийства» (2012) открыл миру историю индонезийских гангстеров, которые после государственного переворота 1965 убивали неугодных «коммунистов» по велению правительства. Спустя полвека бывшие палачи живут спокойно и безнаказанно и даже гордятся своим прошлым. Пораженный таким положением режиссер Джошуа Оппенхаймер предложил им снять собственный художественный фильм о себе и событиях тех лет.

"Акт убийства" (2012)
"Акт убийства" (2012)

Получившийся фильм о фильме может рассказать зрителю о массовом геноциде и его акторах куда больше голой хроники.

Жизни людей

Персонажи документальных фильмов не актеры, а реальные люди. И тем не менее Feature Doc превращает их именно в персонажей, а не просто презентует говорящие головы с интересной историей. Задача режиссера в том, чтобы прожить вместе со своим героем часть его жизни, следовать за ним, по-настоящему погружаясь его мир, пока тот не перестанет замечать камеру вовсе.

Знание человеческой психологии и умение работать с героями, направлять и раскрывать их — одни из основных качеств для документалистов новой формации.

При том, что даже документальное кино невозможно начать снимать без подготовленного сценария, у настоящего режиссера-документалиста финальная версия проекта вряд ли точь-в-точь сойдется с первоначальной задумкой. Понять, какой шаг сделать в сюжете следующим, и увидеть пространство для реализации новых идей можно, только оказавшись внутри съемочного процесса.

Альфред Хичкок
Альфред Хичкок

Самым показательным и невероятным примером является история из практики известного документалиста Эррола Морриса. Приступая к съемкам своей культовой «Тонкой голубой линии» (1988), положившей начало направлению true crime, Моррис полагал, что это будет фильм про очередного «Доктора Смерть» — судмедэксперта, из-за которого множество людей было приговорено к высшей мере. Но в ходе расследования режиссера, а в прошлом — детектива, неожиданно заинтересовал один из осужденных, в чьем деле явно были несостыковки. В итоге его кропотливой работы человек, отсидевший уже 16 лет за преступление, которое не совершал, вновь предстал перед судом и был освобожден.

Многообразие жанров

Приставка «художественное» к документальному кино означает способность интегрировать в себя любые возможные жанры по задумке режиссёра. Например:

  • Документальная драма — в «Стране мёда» (2019) собирательница мёда из македонской глубинки, живущая в гармонии с природой, сталкивается с варварскими методами нового соседа-пчеловода.
  • Документальный триллер — «Самозванец» (2012) от одного из создателей «Афериста из Tinder» рассказывает историю преступника, который смог обмануть не только родителей, потерявших сына, но и ФБР.
  • Документальная комедия — «Выход через сувенирную лавку» (2010) начинается как история французского эмигранта, который мечтает познакомиться с Бэнкси, но после их встречи режиссером неожиданно становится сам художник.
«Выход через сувенирную лавку» (2010)
«Выход через сувенирную лавку» (2010)
  • Расследование — в оскароносном детективе «В поисках Сахарного Человека» (2012) поклонники пытаются выйти на след пропавшей фолк-рок звезды ЮАР из 70-х.
  • Фильм-портрет — иранский режиссер проекта «Это не фильм» (2011), не желая мириться с домашним арестом и государственным запретом снимать кино, начинает документировать свою жизнь.
  • Артхаус — завораживающий черно-белый фильм «Гунда» (2020) лишен героев-людей, полностью сосредоточившись на жизни свиньи и ее поросят.

И это далеко не все возможные варианты! Также существуют: документальные эссе, бренд-доки, документальная анимация и реклама, докуфикшен, мокьюментари — и, кто знает, какое еще направление будет изобретено завтра.

Для тех, кого манит мир большой художественной документалистики, в киношколе «Индустрия» открылся онлайн-курс Feature doc от ведущих кинематографистов мирового уровня. Все подробности на нашем сайте.