Когда именно появилось многоголосное пение в Древней Руси достоверно неизвестно. Согласно предположению выдающегося русского музыковеда прошлого столетия В. М. Беляева, многоголосное пение возникло ещё в 12-13 вв., но особенного развития не получило. Первое упоминание о строчном многоголосном пении появилось в Чиновнике Новгородского Софийского собора, в котором излагается порядок богослужения в 40-х годах 16 века.
Многоголосие русских мастеров пения во всех его видах - от простейшего ленточного до путевого - было мелодическим по своей сущности. Поэтому, чем многообразнее была горизонталь многоголосия, тем сложнее становилась его вертикаль.
Русское древнее многоголосие имеет свои особенности, которые заключаются в том, что диссонансы возникают свободно, без предварительной подготовки, они не имеют разрешения, иногда следуют друг за другом, нередко чередуются с консонансами.
Использование одновременного звучания секунд, кварт, малых септим опирается на мелодический многоголосия, где самостоятельность каждого голоса вызывает свободное применение диссонансов.
Обильное использование напряжённо звучащих диссонансов придавало многоголосным песнопениям своеобразный колорит, гармонирующий с чинностью церковной службы, строгой архитектурой и суровой живописью храмов.
Гармония для мастеров пения Московской Руси не была осознанным явлением. Понимание гармонических функций и значение отдельных тонов звукоряда у них отсутствовало. Гармония была довольно несовершенна и неясна.
В 17 в. церковные хоры, до этого бывшие исключительно мужскими, стали уступать место смешанным (мужчины и мальчики), в состав которых входили дисканты, альты, тенора и басы.
В следующей статье будет рассказано про кондакарное пение.