Найти в Дзене
Грунтовозов

Технология строительства дороги из бетона, ее преимущества и недостатки

Оглавление

В этой статье мы разберем следующие вопросы:

  • Как осуществляется строительство дороги из бетона
  • Чем бетонные дороги отличаются от асфальтовых

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

По прочному бетонному покрытию может передвигаться абсолютно любая техника
По прочному бетонному покрытию может передвигаться абсолютно любая техника

Технология строительства дороги из бетона

Бетонные дороги отличаются от привычных нам асфальтовых. И дело не только в разнице между самими материалами – сам процесс обустройства дорожного полотна здесь будет другим.

Технология строительства дороги из бетона включает в себя такие шаги:

  1. Подготовка земляного корыта
    На этом этапе расчищают землю под будущую дорогу: вырубают деревья и кустарники, корчуют пни, снимают плодородный слой. Затем выкапывают траншею, трамбуют и при необходимости укрепляют нижний слой грунта.
  2. Засыпка песчано-щебеночной подушки
    На дно траншеи засыпают песок толщиной в 20-40 см, который затем трамбуют. Сверху стелют геотекстиль и укладывают несколько слоев щебня крупной, средней и мелкой фракций, делая расклинцовку.
  3. Монтаж опалубки
    В отличие от асфальта, который твердеет за считанные часы, бетону требуется много времени для застывания. Все это время форму полотна поддерживает опалубка. Обычно ее делают из деревянных досок, но в отдельных случаях предпочтение отдают стальному каркасу.
  4. Укладка арматурной сетки
    При обустройстве дорог с низкой нагрузкой этот шаг можно пропустить. Но если по трассе будет ездить тяжелый грузовой транспорт, то бетонное покрытие нужно обязательно укрепить. Для этого используется толстая арматурная сетка с ячейками 150х150 мм.
  5. Заливка бетонной смеси
    На этом этапе особенно важна непрерывность проведения работ. Ведь покрытие дороги нельзя укладывать частями (сегодня один километр, завтра еще один и так далее). Если так сделать, то разные участки будут застывать неравномерно, между ними появятся трещины. Сразу после заливки бетона он выравнивается и трамбуется.
  6. Твердение бетона
    После окончания укладки бетону дают затвердеть. Все это время покрытие требует ухода – в частности, регулярной поливки. Когда материал набирает 50-60% расчетной прочности (на это уходит около недели), переходят к заключительным этапам.
  7. Нарезка деформационных швов
    Эта процедура нужна для того, чтобы компенсировать тепловое расширение бетона и предотвратить появление трещин. А чтобы в образовавшихся полостях не копилась вода, их заполняют упругим битумным или полимерным герметиком.
  8. Нанесение текстуры
    Поверхность бетонного покрытия получается ровной и гладкой. Выглядит это красиво, но на дороге представляет большую опасность. Чтобы обеспечить хорошее сцепление с колесами, на полотно наносят насечки или укладывают сверху тонкий (не больше 3 см) слой износа из асфальта.

Как видите, строительство бетонной дороги – процесс долгий и трудоемкий. Пренебрежение технологией в лучшем случае приведет к тому, что покрытие быстро начнет разрушаться. А в худшем – полотно придет в негодность еще до полноценного ввода в эксплуатацию.

Дорожные плиты применяют строительстве не только тротуаров, но проезжих частей и дорог разного назначения
Дорожные плиты применяют строительстве не только тротуаров, но проезжих частей и дорог разного назначения

В следующем разделе мы подробнее поговорим о том, в чем бетонные дороги превосходят асфальтовые – и в чем уступают им.

Преимущества и недостатки бетонных дорог

Сегодня для устройства дорожных покрытий в основном используется обычный асфальт. Из полутора миллионов километров российских дорог всего 2% сделаны из бетона. Да и те, в большинстве своем, были построены еще во времена СССР.

Значит ли это, что бетон не подходит для такого рода работ? Вовсе нет. Более того, бетон обладает рядом преимуществ.

Можно выделить следующие достоинства:

  • Долговечность
    Бетонные дороги служат до 25 лет, не требуя капитального ремонта. Истираемость бетона составляет примерно 0,1 мм в год. Некоторые покрытия советской эпохи до сих пор находятся в отличном состоянии. Для сравнения, асфальтовое полотно нуждается в ремонте уже спустя 10-15 лет после укладки.
  • Прочность
    На поверхности асфальтированной дороги со временем появляются колеи, а иногда даже выбоины. Дело в том, что битум при нагреве становится пластичным, а при замерзании – наоборот – растрескивается. То есть в жаркую погоду и в морозы асфальт теряет прочность. Бетон лишен таких недостатков. Цемент, входящий в его состав, отлично переносит перепады температур, а избежать микротрещин позволяют фиброволокно, арматура и пластификаторы, которые добавляются в смесь.
  • Низкая стоимость
    В среднем бетонное дорожное покрытие обходится дешевле, чем асфальтовое. Затраты на строительство дороги в обоих случаях примерно одинаковы. А вот дальнейшее обслуживание бетона получается гораздо выгоднее. До 2030 года в России планируется построить до 8 000 км2 автомобильных дорог. Если рассчитать стоимость их устройства и дальнейшего обслуживания на 30 лет вперед, то в случае с асфальтом получается сумма около 2 миллиардов рублей, а в случае с бетоном – лишь 900 миллионов.
  • Снижение расхода топлива
    Ученые из Федеральной администрации по автотрассам США еще в 80-е годы пришли к выводу о том, что на бетонированных участках дороги экономия топлива достигает 3-11% по отношению к другим типам покрытий. Конечно, разница небольшая, но в данном случае наносится меньший вред окружающей среде.
  • Безопасность
    Правильно устроенная бетонная дорога обеспечивает колесам автомобилей лучшее сцепление, чем асфальтированное покрытие. Это значит, что в аварийных ситуациях тормозной путь машины будет меньше. Кроме того, на бетоне почти не образуются колеи, в которых скапливается вода. А значит – снижается риск аквапланирования.
  • Светоотражение
    Бетон имеет лучшие светоотражающие свойства, чем асфальт. Научно доказано, что при использовании бетонного дорожного покрытия на освещение дорог тратится до 27-30% меньше электроэнергии. Кроме того, обзор для водителей на бетонной дороге лучше, чем на асфальтированной.
  • Вторичное использование
    Бетон является полностью перерабатываемым материалом. Иначе говоря, дорожное полотно после истечения срока эксплуатации может быть разобрано и использовано в других целях. К примеру, бой бетона отлично подходит для уплотнения слабых грунтов, а также для других земляных работ.
  • Отсутствие в составе нефтепродуктов
    Бетон состоит из щебня, песка, цемента и воды. А в асфальтобетоне связующим элементом является битум, который относится к невосполнимым природным ресурсам. Учитывая современные объемы потребления битума, уже к 2022-2025 годам может возникнуть его дефицит, поскольку до 63% этой продукции будет вовлечено в строительство новых дорог. На ремонт уже существующих дорожных покрытий останется лишь 37% битума, что крайне мало. Ведь с каждым годом все больше дорог требуют обслуживания.
  • Экологичность
    Нельзя не упомянуть и то, что при температуре воздуха около +30-40°C битум начинает выделять токсичные вещества, которые, накапливаясь в организме, увеличивают риск развития различных заболеваний – вплоть до рака. С бетоном такого не происходит, потому что он состоит из инертных материалов.
  • Диапазон рабочих температур
    Асфальт рекомендуется укладывать при температуре не ниже +5°C. Лишь иногда допускается укладка до -10°C. Но в этом случае нужно соблюдать сложную технологию, с которой большинство коммунальщиков не знакомо. А вот бетон – конечно, с использованием специальных добавок – разрешается заливать даже в морозы (до -20⁰С). За счет этого можно не приостанавливать работы на зиму.
  • Тип вяжущего
    Цемент, входящий в состав смеси, не требует нагрева. С таким вяжущим проще работать: достаточно лишь добавить воды – и начнется реакция схватывания. Этого же нельзя сказать про битум, который нужно предварительно разогревать до +140-160°C.

Справедливости ради отметим, что идеальным этот материал назвать нельзя.

К его недостаткам можно отнести следующие:

  • Длительность работ
    Асфальтобетон в большинстве случаев уже спустя 8-9 часов после укладки готов к эксплуатации. С бетоном ситуация совершенно иная: для полного набора прочности ему требуется 28 суток. Все это время покрытие должно предохраняться от нагрузок.
  • Высокий уровень шума
    Как мы уже отмечали, в бетонном покрытии обязательно прорезаются деформационные швы. Как правило, они не располагаются идеально вровень с поверхностью, поэтому проезжающие по ним автомобили создают дополнительный шум.
  • Сложность ремонта
    В асфальте со временем появляются трещины, выбоины и даже ямы. Ремонтируются они достаточно просто – с помощью укладки нового асфальта или даже срезки. А вот отремонтировать бетон гораздо сложнее. Мелкие трещины еще можно заделать цементно-песчаной смесью, но крупные повреждения не являются ремонтопригодными. Но, к счастью, срок службы бетонных покрытий составляет десятки лет, поэтому ремонт им требуется редко.
  • Выделение пыли
    В зимний период многие автомобилисты устанавливают на колеса шипованные покрышки. Шипы «въедаются» в дорожное покрытие и изнашивают его верхний слой. При этом цемент, входящий в состав бетона, распадается на пылевидные частицы. В результате рядом с бетонной дорогой поднимается пыль, которой дышат окружающие люди. В европейских странах эта проблема менее актуальна, ведь там шипованная резина зачастую вообще запрещена. А вот в России таких ограничений нет.

Как видите, плюсов у бетонного покрытия гораздо больше, чем минусов. Да и те недостатки, о которых мы сказали, в принципе, не критичны.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#бетон #бетонирование #дороги #дорога из бетона #бетонная дорога #бетонирование дорог #заливка дорог бетоном #бетонные дороги #полезные советы #бетонная смесь