Амортизация в такси! Или сколько стоит такси в условиях массового подорожания!?
Считаю себестоимость километра пути по новым ценам!
В такси может оказаться каждый…
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! Вот уже больше месяца наша страна и мы с вами живём в новых экономических реалиях… Я не буду перечислять, что изменилось за это время на рынке труда, в экономической, производственной и иных сферах жизнедеятельности. Я не буду акцентировать внимание на то, что изменилось вообще, я остановлюсь лишь на анализе того, что произошло или правильней сказать, что должно произойти на рынке такси!
Когда словоохотливый и жизнерадостный пассажир уверенно заявляет, что подорожало всё, я невольно, просебя возражаю, нет – не всё! Такси ведь не подорожало!
В этой статье я посчитаю для всех, в первую очередь конечно, для тех, кто работает на собственном автомобиле и для пассажиров, которые очень часто задают вопрос: «А что это разве дёшево!?». Так вот, в этой статье я посчитаю стоимость километра пути современного автомобиля!
Я надеюсь, что эта статья будет полезна и водителям такси и обычным водителям, которые в сложной экономической ситуации ищут ответ на вопрос: «Что делать!?» Так вот я отвечу на этот вопрос с другой стороны, если у вас есть автомобиль, то во сколько обходится его владение!
Для расчёта и примера, я естественно возьму определённую марку автомобиля и его стоимость, но имея этот алгоритм, каждый автовладелец легко сможет посчитать, сколько стоит километр пути его личного автомобиля!
Итак, начинаю свой расчёт с урока экономической грамотности, точнее «с понятийного аппарата». В предыдущих своих статьях я подробно производил расчёт дохода, в этом случае я брал арендованный автомобиль и затраты на содержание автомобиля, называя это амортизацией и стоимостью владения. Не скажу, что все, но очень многие мои читатели как таксисты, так и пассажиры либо совсем не поняли о чём идёт речь, либо продолжают считать эти затраты, кто как хочет! Разберёмся, что же такое амортизация!?
Амортизация – постепенный перенос стоимости основных средств производства на себестоимость продукции.
И вот тут у нас появляется понятие себестоимости! Разберёмся, что это такое:
Себестоимость – сумма расходов на производство и реализацию товара или услуги.
А теперь всё это я озвучу «человеческим языком» и переведу в язык цифр. Большинство водителей такси к амортизационным затратам относят заправку топливом, некоторые техническое обслуживание и ремонт, но не правы и те, и другие! Если придерживаться бухгалтерских принципов и методов, то амортизация – это, в первую очередь – стоимость самого автомобиля минус стоимость от его продажи (остаточная стоимость) и всё это делённое на количество месяцев эксплуатации. Сюда бы я рекомендовал отнести и «регламентное» обслуживание автомобиля, чтобы было проще понимать, сколько же нужно откладывать на эту самую амортизацию. Более того, с практической точки зрения, правильней было бы закладывать не стоимость приобретения данного автомобиля, а именно стоимость приобретения следующего автомобиля. Но, с точки зрения современных реалий и с точки зрения «правильного» расчёта так делать нельзя!
Теперь начинаю расчёт амортизации с учётом затрат на «регламентное обслуживание». Понятное дело, что и раньше мало кто обслуживался у дилера, а теперь и подавно – это просто не представляется возможным! Поэтому в амортизационные затраты я закладываю только замену масла в двигателе (ДВС).
Такой расчёт нам подходит, потому что КАСКО для обычного автомобиля нам не подходит, поэтому считаем, что при первоначальном взносе 500000 руб. за 60 месяцев бережного владения мы заплатим ещё 40000 руб./мес. х 60 мес. = 2400000 руб. Итого фактическая стоимость приобретения автомобиля (при его стоимости 1500000 руб.) составит 3900000 руб. на пять лет владения.
За сколько же можно будет продать автомобиль, после пяти лет эксплуатации в такси!? Тут многое будет зависеть от самого владельца, условий в которых эксплуатировался автомобиль и многих других факторов, все их учесть невозможно, поэтому будем ориентироваться на пробег! Для расчёта я возьму средний пробег для такси в месяц 6000 км. За год получится 72000 км, за пять лет – 360000 км. Остаточная стоимость такого автомобиля составит не более 500000 руб.
Я не буду закладывать дорогостоящий и непонятный по сумме на сегодняшний день ремонт ДВС и коробки передач, будем надеяться, что вам и мне не придётся с этим столкнуться! Только вот замену масла нужно будет делать через 7500 км. Так как остаточная стоимость автомобиля всегда определяется по году выпуска и пробегу, то весь расчёт я сразу перевожу с привязкой к километру пути! «Чистая» амортизация получается равна 9,5 руб./км и это без учёта технического обслуживания и ремонта!
Теперь посчитаем техническое обслуживание, возьму только масло+фильтр и работа = 3000+500+500, итого 4000 руб. на 7500 км пробега. Таких замен будет 48, их стоимость составит 192000 руб. или ещё плюс 0,53 руб./км. Получается стоимость только амортизации – 10 руб./км.
Теперь посчитаем оставшиеся затраты на содержание автомобиля, чтобы в итоге получить себестоимость услуги, без учёта дохода водителя! Ведь у нас кредитный автомобиль, а кредит нужно платить вовремя иначе расходы резко возрастут!
Я только озвучу, что нужно учесть для расчёта себестоимости – те затраты, без которых услугу невозможно оказать! Список этот на самом деле огромный, перечислю лишь основные – страхование ОСАГО (КАСКО в идеале), подготовка автомобиля к работе (оклейка, шашка, чехлы, парктроники, видеорегистратор, постановка на учёт), путевая документация (путевой лист, диагностическая карта), мойка автомобиля, регламентное обслуживание (несколько комплектов шин, колодок, щеток и прочие расходники, включая «незамерзайку»), мобильную связь и сам телефон, который должен быть гораздо дороже, чем требуется большинству из нас!
Безусловно во многих регионах список этот может быть сокращён, но основные затраты, что в Москве, что в Чите будут примерно одинаковы! Поэтому комментарии о переходе на газ и глобальное решение проблем с доходом – это иллюзия, потому что топливо я сюда ещё и не закладывал! Так что оценив эти затраты в условные 180000 руб., а на самом деле только ОСАГО на такси за пять лет будет стоить дороже, я понимаю, что без учета топлива стоимость 1 км составляет минимум 10,5 руб., а реально 12-15 руб./км. Теперь считаю топливо – 4 руб./км и вот мы получаем себестоимость услуги такси – 15-20 руб./км. На обычном авто будет не на много, но точнее вы сможете просчитать сами!
При этом, абсолютно не важно куда вы едете на этом автомобиле – к клиенту на заказ, возвращаетесь «порожняком» из любимого СНТ, на техническое обслуживание, мойку или за продуктами в магазин… Стоимость км пути не меняется и остаётся такой же!
Так вот ответ на вопрос «Я проехал всего 10 км пути и заплатил 400 руб. – это дорого!» - нет не дорого, потому что водитель заработает только в том случае, если сможет взять обратный заказ и заработает с такого заказа максимум 100 руб.
Вот такая получается современная арифметика владения очень бюджетным автомобилем стоимостью 1500000 руб.
Надеюсь, что эта статья будет полезна тем людям, которые до сих пор считают весь оборот в такси – доходом или тому, кто думает, что по свободной Москве рано утром 60 км в одну сторону на работу – это всего лишь стоимость бензина 250 руб., почти как на электричке…
Я специально не делаю никаких выводов, а привёл лишь расчёт стоимости услуги для уважаемых пассажиров и коллег-автомобилистов!
Спасибо, что дочитали до конца! Всем безопасных дорог, адекватных водителей и воспитанных пассажиров!