В недельной главе Тазриа, среди прочих тем, говорится о язвах цараат. Известно, что основная причина язв цараат – злословие. Поэтому в этой статье я решил рассмотреть некоторые практические аспекты этого запрета.
Интересно, что человек может оберегать свою речь от любого злословия и при этом нарушить суть повеления Торы. Об этом я слышал от рава Авраама Фарбштейна, благословенна его память, который был главой ешивы «Хеврон». Если человек полностью оторван от общины и не связан с окружающими, вполне возможно, что он вообще их не понимает и, следовательно, легко склоняется к тому, чтобы осуждать их. Своим молчанием он еще больше отдаляется от других, а желание Торы в том, чтобы народ Израиля был един, а не разделен. Просто в большинстве случаев это разделение обусловлено дурными речами, а здесь – отдалением от людей. Я обнаружил намек на его слова в конце восьмой главы «Натив а-Лашон» Маараля.
Рав Фарбштейн добавил, что из-за отдаления у человека также возникает склонность к гордыне. Бааль Шем Тов говорил: что делает дурное начало с праведником? Вносит каплю гордыни в его добрые дела.
Как же можно изменить эту привычку? Для этого нужно несколько вещей.
Во-первых, следует обрести любовь к людям и искоренить ненависть. Многие книги говорят об этом (у Хафец Хаима есть статья «Аават Исраэль», из которой можно многое почерпнуть, а в нашем поколении вышла книга «Не ненавидь своего брата в сердце своем», разъясняющая алахические аспекты этого вопроса с добавлением весьма распространенных примеров и фундаментальных объяснений. От рава Исраэля Салантера мы знаем, что посредством того, что человек выясняет глубину закона, он укрепляется в соответствующем аспекте не менее, чем если бы он изучал мусар на эту тему.
Во-вторых, следует отдалиться от зависти (см. ту же статью Хафец Хаима и другие книги).
В-третьих, следует приучить себя судить ближнего в лучшую сторону истинным образом. Для этого необходимо выйти за рамки собственного эгоизма и понять, что есть и совершенно другие типы людей, и поэтому то, что для нас является высшей ценностью, не является таковой для другого человека, и т. д.
В конце трактата Шаббат Раши объясняет, в чем заключается установление мира между человеком и его товарищем. Посредством того, что человек судит другого в лучшую сторону, он устанавливает между собой и им мир (то есть речь идет не об установлении мира между двумя людьми, а о водворении мира между собой и другим человеком, что намного тяжелее).
В-четвертых, человек должен умерить свою гордыню, ведь если он плохо говорит о другом, это указывает на то, что он считает себя цельным и совершенным. Если мы поймем, насколько на самом деле далеки от идеала, то у нас уже не будет времени на то, чтобы думать о недостатках других. И так сказал мне мой учитель, рав Гедалья Айзман, благословенна его память: «Разве мы уже закончили исправлять себя? Откуда у нас есть время думать о недостатках другого»?
Мой учитель обнаружил, что автор «Месилат Йешарим» посвятил гордости две главы. В одиннадцатой главе (качество некиют – чистота) Рамхаль осуждал гордыню, а в двадцать второй говорил о смирении. И он сказал, что в одиннадцатой главе темой является «избежание гордыни», и для этого достаточно главы о чистоте, но в двадцать второй главе речь идет непосредственно о смирении – до этого уровня можно дойти лишь после работы над собой на основе последующих глав «Месилат Йешарим», следующих за главой о чистоте. А затем он добавил, что в нашем поколении можно работать только над уходом от гордыни, а смирения мы вообще не можем достичь.
Но когда я удостоился лицезреть своего святого тестя рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, то мне пришлось узнать, что и истинное смирение в нашем поколении возможно! Поэтому мы должны не отчаиваться и продолжать работать над собой.
В-пятых, рав Исраэль Салантер учил нас, что в каждом грехе есть легкая и тяжелая части. Поэтому сначала следует научиться остерегаться того, от чего легко воздержаться.
Можно сказать, что следует также особенно остерегаться более строгих вещей. А поскольку Рамбам и Рабейну Йона пишут, что в основном запрет злоязычия призван не допустить причинения ущерба тому, о ком говорят, следует особенно остерегаться таких речей, которые могут навредить другому человеку, а уже затем усилить работу над собой, чтобы остерегаться любого злословия.
Будем надеяться, что мы удостоимся глубоко впитать вышеприведенные принципы, благодаря чему злословие будет естественным образом отдалено от нас.