Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Свободный второй пилот

Александр Семениченко Первая половина 70-годов. Поселок, в котором я жил до окончания школы и где живут мои родители, расположен рядом с аэропортом. Самолеты в воздухе и на земле для меня были обыденностью, вопрос о будущем был давно решен. Только летное училище ГА. Училище я закончил очень хорошо и поэтому на распределении имел право выбора в числе первых. Естественно, я выбрал «свое» Управление ГА, чтобы затем получить направление в «свой» аэропорт. А вот в дальнейшем мне пришлось проявить настойчивость, граничившую с упрямством. Кадровик Управления, в конце концов, сказал мне прямым текстом, что среди выпускников этого года много «блатных» и их всех направляют в «мой» аэропорт. Их всех сразу распределят по опытным командирам, так как им нужен налет, а я буду на подхвате. Я был согласен на все. И вот я второй пилот самолета Ан-2 в «своем» аэропорту. Все произошло так, как и пророчил кадровик. Мы все достаточно быстро прошли ввод в строй и всех «блатных» включили в состав штатных эки
Оглавление

Александр Семениченко

Первая половина 70-годов. Поселок, в котором я жил до окончания школы и где живут мои родители, расположен рядом с аэропортом. Самолеты в воздухе и на земле для меня были обыденностью, вопрос о будущем был давно решен. Только летное училище ГА.

Училище я закончил очень хорошо и поэтому на распределении имел право выбора в числе первых. Естественно, я выбрал «свое» Управление ГА, чтобы затем получить направление в «свой» аэропорт. А вот в дальнейшем мне пришлось проявить настойчивость, граничившую с упрямством. Кадровик Управления, в конце концов, сказал мне прямым текстом, что среди выпускников этого года много «блатных» и их всех направляют в «мой» аэропорт. Их всех сразу распределят по опытным командирам, так как им нужен налет, а я буду на подхвате. Я был согласен на все.

И вот я второй пилот самолета Ан-2 в «своем» аэропорту. Все произошло так, как и пророчил кадровик. Мы все достаточно быстро прошли ввод в строй и всех «блатных» включили в состав штатных экипажей, а я остался в свободном плавании. Чаще всего я был в составе дежурного экипажа. Это весь день «на коротком поводке» и практически без налета. С тоской и завистью поглядываю на «блатных».

В один из дней в штаб нашей эскадрильи вошел незнакомый мне летчик с очень большими нашивками на рукавах. Я собрался незаметно улизнуть, сказывалась курсантская привычка: подальше от начальства… Но не успел. «Николай» - позвал меня командир эскадрильи: «Полетишь с пилотом-инспектором Управления грузовым рейсом в … Иди, готовься.» Как-то сразу затряслись поджилки, слова «пилот-инспектор» уже вселяли в мою юную душу невольный трепет. Но отступать некуда, пошел в штурманскую. Через некоторое время подошел и мой командир экипажа. Проверил мои расчеты сделал небольшие замечания, но в целом одобрил.

Пока мы шли к самолету инспектор поинтересовался у меня: кто я и что я. И вот мы в воздухе. Я сама собранность и сосредоточенность. Чувствую себя как мышь под веником. Постепенно успокаиваюсь, тон разговора у инспектора доброжелательный, через полчаса полета он передал мне управление самолетом. Что-то в нем напоминает мне моего училищного инструктора. Но я по-прежнему испытываю какое-то внутреннее напряжение. Стараюсь вести самолет как можно аккуратнее, чтобы не качнуть, не тряхнуть. Вроде получается…

Инспектор берется за штурвал, дает мне возможность передохнуть. Из трех часов полета большую часть времени пилотировал я, инспектор словами подправлял мои ошибки, или мягко вмешивался в управление самолетом. Посадку производили вдвоем: сажал я, но усилия на штурвале и педалях все же иногда ощущались. Домой возвращались примерно так же.

И вот мы дома. На стоянке инспектор распорядился: «Сдавай груз. Завтра, так же, с грузом, пойдем в … С утра начинай готовиться. Командира эскадрильи я предупрежу».

Через неделю история повторилась. Но пилот-инспектор был другой. Один день мы работали с грузом, а в следующий день сделали кольцевой пассажирский маршрут.

Видимо в инспекции Управления ГА стало известно, что есть такой ничейный второй пилот, с которым всегда можно слетать, не нарушая ничьих планов. Теперь из инспекции просто звонили в эскадрилью и просили запланировать полет. Я за короткое время познакомился с четырьмя инспекторами, чувствовал себя с ними уже гораздо спокойнее. Для себя сделал вывод, что готовиться к полетам надо очень тщательно, пару раз я попадал в очень неловкую ситуацию. Грехи мне по молодости простили, но внушения были чувствительными. Летать с инспекторами было интересно, как правило, длинные рейсы по разным маршрутам. В каждом полете было что-то новое. Все они были классными, опытными пилотами, у которых было чему поучиться, особенно мне. Погодные минимумы у всех инспекторов были хорошие и вероятность засесть где-нибудь по погоде была минимальной. Да и сама должность, пилот-инспектор Управления ГА, внушала уважение во всех портах.

Таким образом, летая с инспекторами, я к концу года, налетал больше, чем мои «блатные» коллеги. А в декабре был издан новый организационный приказ, по которому я был назначен в состав штатного экипажа.

-2

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Семениченко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен