Найти в Дзене
Центр ТОЧКА ПСИ

Путешествие по школам Финляндии - Удовлетворение индивидуальных запросов к среде

Оглавление

Многофункциональность помещений и оборудования

Чтобы удовлетворить максимальное количество запросов к среде и обеспечить широкий выбор форм и условий обучения в рамках одного образовательного пространства, сотрудники школ проявляют чудеса рациональности, комбинируя и совмещая между собой разные функции и задачи. Самое сильное впечатление производят многофункциональные учебные пространства – то ли огромные классы, то ли холлы среднего размера, в которых может комфортно разместиться для учебного взаимодействия и 50, и 60, и 70 учащихся. Пространство зонируется невысокими стеллажами на колесиках, фетровыми ширмами, тяжелыми шторами… или превращается в огромный общий учебный «полигон». Все зависит от учебных целей, которые поставили перед собой учителя.

Например, одна аудитория «амфитеатр» может превратится в три изолированных:

Espoonlahti school г. Лахти
Espoonlahti school г. Лахти

А за счет раздвижных перегородок огромный спортивный зал, готовый принять городское сообщество, превращается в три отдельных зала обычного размера. Помещения объединяются между собой/изолируются посредством штор (портьер) или разъезжающихся дверей.

И в то же время в уютных уголках оборудованы кабинки для индивидуальной работы, есть комнаты для работы  трех, четырех, пяти учеников под руководством учителя. Если устал от общения, можно спрятаться в уютном кресле-коконе или домике.

Домик из акустических панелей ISKU. Источник фото: peda.net
Домик из акустических панелей ISKU. Источник фото: peda.net

Идея многофункциональности находит свое отражение и в использовании пространства для отдыха и обучения. Так, лестницы и переходы кроме прямого назначения могут применяться для закрепления счетных навыков у младших детей. А пространства коридора (пол и стены) – для игр и квестов, организаторами которых могут быть как дети, так и педагоги.

Разметка для игр на полу и стенах в финских школах
Разметка для игр на полу и стенах в финских школах

Возможность удовлетворения индивидуальных потребностей и инклюзивность

Еще одна новая для нашего образования задача - это включение детей с ОВЗ в общее образовательное пространство. Мы поставили перед собой задачу увидеть, какие подходы используются в финских школах. Самый важный для нас вывод из опыта наших коллег в том, что понятие "инклюзия" не звучит как отдельное направление. Проектировщиками финских школ и педагогами ставится задача создавать комфортные условия для всех. Это реализуется за счет наличия:

  • Кабинок для разговоров по мобильному телефону;
  • Пространства для занятия спортом;
  • Пространства для уединенной игры;
  • Шкафчиков для хранения личных вещей есть и у учеников начальной, и у учеников основной школы;
  • Лифтов или подъемных механизмов. Но эти подъемные механизмы не на виду, они задействуются по мере необходимости.
"Акустический домик", пространство для спорта, кабинка для разговоров по телефону
"Акустический домик", пространство для спорта, кабинка для разговоров по телефону

Пространственные решения для учителя

В школах создаются комфортные условия не только для учеников, но и для тех, кто в ней работает: педагогов, администрации, обслуживающего персонала. Учитель - престижная профессия в Финляндии. При поступлении - очень большой конкурс. Основной отбор осуществляется психологами, а важнейшая характеристика - личностные данные.

Уважение к работникам школы проявляется в том, что им создаются условия, помогающие достойно выполнять свою работу.

Во всех школах есть учительские. В учительских есть зоны для отдыха и зоны для работы (компьютеры, оргтехника). Часто это отдельные кабинеты. Причем этими пространствами могут пользоваться все сотрудники школы (от уборщиков до педагогов). Для хранения личных вещей есть такие же, как и у детей, закрывающиеся локеры. Для учителей есть мульти-ключи с разным доступом. Для каждого учителя этот ключ открывает определенный набор кабинетов и учительскую.

«Забота» через мебель: в некоторых школах мы увидели высокие столы. Учителю не нужно наклоняться. Столы очень легко регулируются по высоте (электроприводы). Возле рабочих столов учителя были массажные коврики для ног.

Комната для работы учителей с прозрачными стенами, чтобы можно было контролировать соседнюю аудиторию. Источник фото: isku.com
Комната для работы учителей с прозрачными стенами, чтобы можно было контролировать соседнюю аудиторию. Источник фото: isku.com

Университет ЛАМК: у директора нет своего офиса, он сидит в общем пространстве с другими учителями. В учительском пространстве много аудио-кабинок, где можно спокойно поговорить по телефону. Есть много мест для сидения, отдельное темное место с кроватью.

Университет LAMK
Университет LAMK

Школа Ялкаранта: для учителей есть индивидуальные локеры с кодовым замком, и рядом с ними расположена почта (то есть любой ученик, учитель или родитель может отправить учителю послание с помощью записки).

Jalkaranta school
Jalkaranta school

Продолжение:

3 Глава. Вдохновляющее учебное пространство

#образование #школа #финское образование #school #учитель #педагог #психология #центр точка пси #архитектура #дизайн

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ" tochkapsy.ru | +7 (925) 748-91-98 | tochkapsi@mail.ru
ТОЧКА ПСИ
Вконтакте и в Telegram