Найти в Дзене

Один из древнейших орнаментальных знаков, связавший Шелковый и Ситцевый пути

Если есть путь, значит, есть и следы, знаки, которые придают смысл, определяют значимость дела, решили краеведы срединной России, горожане Иванова и области, отправившись на поиски Шёлкового пути на Ивановской земле. Определив свою цель как поиск кладов, которые могут быть зарыты на обочинах старых торговых путей, краеведы не ошиблись в выборе цели, однако клад не нашли. Может быть, интуиция и подсказывала о другом реальном пути, Ситцевом и невещественных следах, хранимых эстетической памятью — знаков-архетипов.

Мотив индийского огурца на ивановском ситце
Мотив индийского огурца на ивановском ситце

Не утратив навыки набойки льняных холстов со времён пращуров и дедов, на Ивановской земле в конце 18 века начали художественно раскрашивать, накладывая пропитанную красителем резную доску на белый холст, постукивая молотком-киянкой, хлопчатобумажные ткани иностранного происхождения — восточную грубую бязь и более тонкий, ост-индийский миткаль, а в конце того же века узоры набивали и на хорошо отбелённый английский миткаль.

Мотив огурца на шуйском ситце
Мотив огурца на шуйском ситце

Следы Ситцевого пути никто никогда не искал по причине низкого интереса к недолговечным тканым изделиям повседневного обихода из ситца, которые, между тем, шли на занавесы и обивки дворянских спален и гостиных, мещанских покоев, повседневных и праздничных нарядов. Не учитывалась при этом яркость и самобытность крестьянских одежд — мужских и женских рубах, сарафанов, платков,одеял, покрывал, наволочек, занавесок и завесок, красочные узоры которых сохраняли, кроме народных художественных традиций, глубокие общекультурные корни, определяя сходство и различие стилей декоративного искусства архитектуры, мебели, одежды.

  Фрагмент рисунка на шелковом индийском платке
Фрагмент рисунка на шелковом индийском платке

Ситцевый путь и поныне не выведен на картах, однако его общие знаки-архетипы с Шёлковым путём существуют и несут символические смыслы глубокой связи срединной России с Востоком и Западом, культурной, творческой, производительной, деловой, торговой дружелюбной мировой истории. О культурном наследии символических смыслов пути, орнамента да и самого узнаваемого узора-знака огурца можно говорить бесконечно, однако остановимся на узорной набойке огурца, орнаментального знака, пришедшего из глубины веков далёкой Индии, выросшего и расцветающего в России с незапамятных времён.

  Фрагмент орнамента на шерстяной индийской шали
Фрагмент орнамента на шерстяной индийской шали

Мотив бута, огня, зерна или огурца, пришедший из Индии, насчитывающей восемь тысячелетий, мечтают укоренить на своей родине многие народы. Больше других преуспели англичане, заимствовав с кашмировых шалей древнейший узор и назвав индийский архетип по-своему — "пейсли". На этот же мотив претендуют египтяне и персы и другие народы, потому что символические смыслы его неисчерпаемы. В символическом зерне колоса, древнеегипетском символе бессмертия, этот же узор несёт значение жизни, в индийском — символ священного огня, в персидском — символ движения, развития, энергии.

 Мотив огурца на шуйском ситце
Мотив огурца на шуйском ситце

Вероятнее всего, английский огурец, бута, с санскрита, пришёл не с британцами, возвращавшимися с кашмирскими индийскими шалями, а ещё задолго до колониальных завоеваний англичан, по Шёлковому пути, который пересекался с Ситцевыми путями. Не зря каплевидный узор, бута, традиционный для реликтовой росписи тела — менди в Индии, в образе огурца, фазана, петушка, символизирующего всеобщее природное начало так прочно вошёл в глубинную культуру Ивановской земли.

#шелковый путь #ситцевый путь #огурец на ткани #бут #ситец