Найти тему
искусство мозаики

О современной мозаике и ее языке

Для начала хочется определить, что такое современная мозаика. Когда мы говорим о римской, византийской и мозаике эпохи модерна, на ум приходят совершенно четкие критерии, с помощью которых мы можем отличить один тип мозаики от другого, мы можем даже приблизительно определить, когда она была создана, бросив беглый взгляд на картинку. С современной мозаикой все обстоит несколько иначе, с точки зрения истории мозаики, к современным относят все мозаичные произведения, созданные с начала двадцатого века и до наших дней.

Иллюстрация из книги Evelina della Vedova "Il mosaico... dalla copia all'interpretazione",2008.
Иллюстрация из книги Evelina della Vedova "Il mosaico... dalla copia all'interpretazione",2008.

В Римской империи мозаика чаще всего являлась украшением полов, в средневековье - играла главную роль в живописном убранстве храмов, в эпоху Возрождения мозаика называлась "искусством на века" и часто использовалась для того, чтобы увековечить менее долговечные живописные произведения.

В наши дни мозаика широко используется для покрытия любых поверхностей: полов, стен, ниш, объемных элементов, скульптур; она используется в архитектуре, в дизайне интерьеров и экстерьеров, мозаичные вставки все чаще можно увидеть в дизайнерских объектах и предметах мебели. Для создания современной мозаики используются самые разнообразные материалы, на первый план выступает абсолютная свобода игры с тессерой (или модулем) и фугой (или расстоянием между модулями). Огромное значение в современной мозаике получает именно развитие ее автономного, своеобразного языка, который рождается из множества вариантов взаимодействия пустого пространства и заполненного. «Фуга — неотъемлемая часть мозаичного языка, как пауза — неотъемлемая часть музыкального дискурса», — поэтически подчеркивает итальянский критик Кьяра Тавелла. Можно сказать, что в современной мозаике снимаются все ограничения, и выбор художника, его интерпретация, цели, которые он перед собой ставит, рождает огромное разнообразие работ. Современная мозаика постоянно эволюционирует, она рождается именно в поиске, в эксперименте.

Yukiko Nagai, Dondolo chair. Деталь.
Yukiko Nagai, Dondolo chair. Деталь.

Существуют определенные характеристики, присущие любой мозаике, вне зависимости от эпохи ее создания:

- мозаика всегда абсолютно материальна, традиционно она состоит из твердых кусков породы или стекла, размещенных в прочном растворе, и, несмотря на обилие разнообразных материалов, которые используются в наше время, мозаики продолжают быть монументальными, твердыми объектами;

- любой мозаике присуща определенная текстура поверхности – гладкая или вибрирующая, ровная или с перепадами, создающая ощущение мягкости или преобладание острых рваных краев;

- в любой мозаике всегда присутствует определенный ритм – это взаимоотношения между отдельными кусочками или тессерами, ее составляющими, это чередование материала и пустоты;

- мозаика – это всегда сумма частей, это не неделимый объект, и каждая отдельная часть – ее форма, размер, цвет, играют свою роль, задают характер всего произведения.

Felice Nittolo, Olocausto, 2004. Деталь.
Felice Nittolo, Olocausto, 2004. Деталь.

Это основные правила мозаичного языка, которые оставляют широчайшее поле для стилистических экспериментов, и в его рамках современные художники-мозаичисты стремятся найти свой способ самовыражения.

Как правило, работы известных мозаичистов, всегда имеют свой характерный язык, они построены на особой поэтике, которая присуща именно им, и которую не спутать ни с какой другой. Характерный ритм, особенности взаимодействия материи и пустоты, то, как они используют свет и цвет, какая текстура рождается под их пинцетами – вот из чего складывается уникальность, неповторимость их работ.