Какие суда могут пройти через Босфор и Дарданеллы
Режим судоходства между Чёрным и Средиземным морями регулируется подписанной в 1936 году конвенцией Монтрё. Документ восстановил над проливами Босфор и Дарданеллы суверенитет Турции, дав ей право ремилитаризировать зону, и установил чёткие правила мореплавания через них. Так, торговые корабли всех стран получили полную свободу прохода в любое время. Любым военным судам государств, которые имеют выход к Чёрному морю, было разрешено переправляться через проливы, предварительно уведомив турецкие власти.
Самые жёсткие нормы были установлены для военных кораблей нечерноморских держав. Им также необходимо получать разрешение на проход у Анкары, но, помимо этого, конвенция ограничивает время их нахождения в Чёрном море и общий тоннаж. На выполнение всех задач «гостям» даётся 21 день, при этом суммарное водоизмещение не должно превышать 30 тысяч тонн, или в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран – 45 тысяч тонн.
По факту установленные в конвенции Монтрё ограничения на тоннаж военных кораблей нечерноморских государств закрывают для США любую возможность провести в Чёрное море свои авианосцы. Сейчас на вооружении у американцев 11 таких судов – один типа «Форд» и 10 типа «Нимиц». Стандартное водоизмещение судов указанных типов превышает 100 тысяч тонн.
Отдельно в документе оговаривается, что в случае участия Турции в войне или даже при её непосредственной угрозе, Анкара вправе запретить проход через проливы любых военных судов.
Перспективы пересмотра конвенции Монтрё
За всё время действия конвенции Монтрё авианосцы ВМС США ни разу не заходили в Чёрное море. Впрочем, в перспективе всё может измениться, отмечают эксперты.
«Соглашение допускает пересмотр ключевой статьи номер 18 — о тоннаже нечерноморских военных кораблей и сроках их пребывания в Чёрном море. Если запустить процесс пересмотра этой статьи, а он требует согласия трёх четвертей участников, США легко навяжут свои условия, так как почти все страны Чёрного моря их вассалы или союзники. И мы получим полный доступ ВМС США в этот регион. И это ударит по безопасности РФ», — пояснил «Свободной прессе» капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков.
Не меньшую угрозу представляют и недавно утверждённые Анкарой планы строительства канала «Стамбул», который пройдёт параллельно Босфору и соединит Мраморное море с Чёрным. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил, что на эту артерию правила конвенции Монтрё распространяться не будут. А следовательно, в перспективе документ вообще может утратить своё значение.
«Турция стремится стать морским хабом, соединить север, юг, запад и восток. Но, помимо чисто экономической подоплёки, мы можем говорить о великодержавных устремлениях Анкары, её желании стать более самостоятельной. На мой взгляд, строительство второго Босфора представляет угрозу для сохранения конвенции Монтрё в текущем виде, по крайней мере в долгосрочной перспективе», — сказал RT старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова Владимир Аватков.
При этом эксперт отметил, что прогнозировать, как будет улажен вопрос прохода военных кораблей по «Стамбулу», пока сложно. Свои риски и возможности здесь есть как для черноморских, так и нечерноморских государств. Что и для кого преобладает – дело будущих дипломатических усилий.