Данная статья – печатная версия прямого эфира из моего Instagram
Получилась она достаточно длинной, поэтому пришлось разделить на 3 части.
1 часть. Информатика Vs. Программирование
2 часть. Цена вопроса. Можно ли бесплатно обучить детей программированию? Делюсь опытом
3 часть. Когда стоит начинать учить детей программированию? Что еще необходимо для успешного обучения программированию?
Поехали!
1 часть. Информатика Vs. Программирование
Оба мои сына, и старший (Роман), и младший (Георгий), опоздали с программированием (имеется в виду олимпиадное программирование, целью которого, зачастую, является БВИ). Рома начал писать коды только в 10 классе, когда поступил в СУНЦ МГУ.
В этом моя вина, как родителя, потому что я, как и большинство пап и мам, не до конца понимала разницу между программированием и информатикой, а она существенная. Об этом не рассказывают в школе. Хотя, кто это должен делать? Информация в свободном доступе – изучайте.
Если кратко и простым человеческим языком, то информатика – это наука об информации и способах ее передачи.
Человек, который изучал только ее, коды не пишет, как и не разрабатывает программы и софты. Информатика изучает много чего полезного, кодировка, декодировка, системы счисления, булева алгебра. В общем, это теория, имеющая прямое отношение к математике.
Программирование – это прикладная штука, процесс написания программ на каком-либо языке программирования. По сути, программирование – это составная часть информатики.
Человек, имеющий навык написания программ, может работать над созданием ПО и информатика ему при этом не нужна.
А вот если человек работает над реализацией новых способов передачи данных, то ему нужно и то, и другое.
Где-то на просторах интернета блуждает фраза: разница между информатикой и программированием – это как разница между геологией и копанием.
В школе дают информатику, не программирование. На ОГЭ и ЕГЭ тоже сдают информатику.
Так, обучаясь в СУНЦ УРФУ, в физмат классе, на уроке информатики Рома изучал Office и Excel, программировать ребят не учили. Тем не менее среди его одноклассников были ребята, успешно выступающие на олимпиадах по программированию.
Современные реалии таковы, что в программировании больший успех имеют те дети, чьи родители связаны IT. Такие ребята и «кодить» начинают много раньше, в олимпиадах участвовать, создавать проекты. Безусловно, есть уникумы, самородки, которые приходят в программирование, например, из математики в более старших классах или даже изучают программирование по книжкам, что совсем большая редкость в настоящее время.
Большую путаницу в умы родителей, как мне кажется, вносят коммерческие проекты, предлагающие ITобучение для детей. Случается, что обучение не подразумевает ни обучения языкам программирования, ни информатике. В лучшем случае научать сайты собирать, и хорошо, если не на конструкторе.
И те, родители, кто в IT не в зуб ногой, оплачивают сомнительные кружки, в надежде получить юного разработчика.
В Москве с этим дело обстоит немного лучше, чем в регионах, но цены совсем не радуют.
Есть ли возможность бесплатно, ну или за меньшие деньги обучить ребенка программированию?
Наш опыт - в следующей части.
- В Telegram делюсь своими мыслями о том, как жить и развиваться самой, пока даешь детям это самое образование и развитие