У Валентины было три дочери. Все они родились сразу же после Победы в Великой Отечественной. Муж, Федор, пришел домой целым и невредимым, и вскоре родилась старшая дочка, Раечка. Спустя два года – еще одна, ее назвали Верочкой. Ну а спустя еще три года появилась на свет младшенькая, Ниночка.
Федор говорил жене, добродушно посмеиваясь в пшеничные усы:
- Валюша, давай уж теперь и сына мне роди. Нужен помощник по хозяйству, что я с вашим бабьим царством делать-то буду?
Но на самом деле Федор любил дочек, баловал при каждой возможности. Идет домой с работы – обязательно заскочит в продмаг, купит пригоршню конфет-подушечек, он называл их «Дунькина радость», да кулек пряников мятных. Придет домой, только дверь откроет – две старшие дочки на нем уже повисли, обнимают его, а младшая, двухлетняя Ниночка, на ручки залезает, и все хором лепечут:
- Папочка, а что ты нам принес?
Знают, плутовки, что отец без подарка домой не придет.
Федор, в отличие от большинства мужчин, не выпивал, старательно трудился – работал шофером. Соседки Валентине завидовали – повезло с мужиком, и хозяйственный, и добрый.
Валя ждала четвертого ребенка, шел седьмой месяц беременности, когда муж скоропостижно умер. Сердце не выдержало. Только что ушел с утра на работу, а через полчаса к Вале домой прибежали с ужасной вестью.
Врач потом сказал: - А что вы хотели… он воевал, а это бесследно не проходит ни для кого, даром, что видимых ранений не было.
От горя Валентине тем же вечером сделалось дурно, она упала и потеряла сознание. Ребеночка сохранить не смогли. Мальчика хоронили вместе с отцом.
Долго горевать Валентине было некогда – осталось на руках три дочки, мал-мала-меньше. Младшенькой, Ниночке, лишь недавно два года исполнилось. Ну, а старшая, Рая, сразу же стала основной помощницей и в свои семь лет взяла на себя все хозяйство. Ведь матери пришлось пойти на работу – семью кормить.
Время шло, вскоре средняя дочка подросла и стали они вдвоем с Раей заниматься домом. Младшую же, Ниночку, Валентина жалела и баловала больше остальных. В два года лишиться отца – никому не пожелаешь. Старших дочек Валя считала взрослыми, с них было больше спроса и меньше позволялось баловства. Им полагалось и за домом следить, и за младшей сестрой доглядывать.
Годы шли, все три девочки уже учились в школе. Но Валентина все так же считала младшенькую, Ниночку, самой обездоленной, и внимания материнского ей было больше. А если и просила иногда младшую дочь помочь по дому – та, смекнув, быстро прикидывалась хворой. Или говорила, что уроков сегодня задано – жуть. Ниночка быстро научилась хитрить и ловко умела улизнуть от неприятной работы.
Хитрила Ниночка не только с матерью, доставалось и сестрам. Чуть где-то Рая или Вера ошибутся, что-то сделают не так – Нина уж бежит докладывать матери, жаловаться, ябедничать.
Рая, бывало, в сердцах шлепнет вредину Нинку – «Не смей ябедничать!», а та потом обязательно отомстит.
Учились все три девочки хорошо – Валентина за этим строго следила. Любила повторять, глядя на фото Федора, висящее в рамочке на стене:
- Учитесь, дочки! Отец мечтал, что вы вырастете, станете большими, да умными, самостоятельными. Он хотел вами гордиться.
И все три девочки старались, как могли – хоть отца они почти и не помнили, за исключением старшей, Раи, но знали о нем много из рассказов матери, и любили его.
Денег в семье водилось мало – Валентина в одиночку тянула на себе семью, девочки росли быстро, то одной пальтишко новое надо, то у другой сапожки порвались, то у третей куртка прохудилась.
Если средняя, Верочка, без капризов донашивала одежду за старшей, Раей, то младшая, Ниночка, донашивать вещи за сестрами категорически отказывалась. Валентина ничего не могла с ней поделать. Приходилось покупать Нине новую одежду. Верочка вздыхала – везет же Рае и Нине. Ей, Верочке, тоже хотелось хоть раз получить новое, свое собственное, специально для нее купленное платье. Но увы, лишних денег у матери не было, а требовать, как Нина, Вера не умела.
Вскоре пришла пора Рае заканчивать восьмилетку. На семейном совете решалось, что же делать дальше, куда пойти Рае – продолжить учиться в школе или идти получать профессию. И, хотя училась Рая хорошо, было решено школьную учебу не продолжать.
«- Мне еще Нину поднимать на ноги! Твоя помощь не помешает, доченька. А в институте я тебя пять лет учить не смогу – нет в семье лишних денег» - сказала Валентина старшей дочке. И та пошла учиться в училище на рабочую профессию, где всего два года учебы. Чтобы потом устроиться работать на завод – там и зарплаты были больше.
Годом спустя там же, в училище, Рая встретила своего будущего мужа, Геннадия. Сыграли свадьбу, и молодые стали жить отдельно – Гене, который к тому времени уже устроился работать на завод, выделили комнату в семейном общежитии.
Валентине стало немного легче, ведь Рая была теперь замужем, и нет-нет, да и помогала матери, чем могла. Вскоре средняя дочь, Вера, закончила десять классов. Верочку всегда манила медицина, в мечтах она представляла себя врачом, обязательно – хирургом, который спасает человеческие жизни. Но медицинского института в городе не было, а жить и учиться в другом городе Вера не решилась, боязно было ехать далеко от дома. Да и матери надо было помогать – Нина еще училась в школе, поэтому мать очень рассчитывала на Верочку. «- Поезжай, если уж так хочешь. Там ведь стипендию платить будут, наверное. Может, на жизнь и хватит» - с сомнением говорила Валентина.
Поэтому Верочка поступила в медицинское училище. Учеба давалась ей легко, Вера сразу почувствовала, что попала в родную стихию, она поняла, что медицина – ее призвание. Вскоре Вера познакомилась с парнем, его звали Алексей, он учился в техникуме на вечернем и уже работал механиком на заводе. Со свадьбой тянуть они не стали, и сразу же по окончании учебы подали заявление в ЗАГС.
После свадьбы молодые, Вера и Алексей, поселились у жениха в маленькой квартирке, с его матерью. Валентина же осталась с Ниной, и их большая трехкомнатная квартира разом опустела. Вера и Рая были девушками общительными, к ним вечно приходили гости, теперь же стало в квартире пусто. Нина, по характеру скрытная и, что называется, «себе на уме», никого домой не водила.
Когда Валентина заговорила с Ниной о будущем, та сразу же отрезала:
- И не надейся, ни в какое училище, как Райка и Верка, я не собираюсь. Я хочу быть учительницей! Буду поступать в педагогический институт, и точка!
Мать только вздохнула. Но спорить не стала – в конце концов, теперь, когда старшие дочери помогали, она могла себе позволить учить Ниночку в институте. Да и Федор был бы рад, если хотя бы одна из дочек получит высшее образование, как они с Валентиной когда-то мечтали.
В год, когда Нина поступила «на учительницу», обе старшие дочери подарили Валентине внуков. У Раи родился сын, Костик, а Вера стала мамой маленькой Анечки.
Поскольку в обеих молодых семьях случилось пополнение, от работы они получили квартиры. Жизнь налаживалась, Валентина с удовольствием нянчилась с внуками, которых ей иногда привозили в гости.
Тем временем, Ниночка закончила институт и по распределению уехала работать в сельскую местность, учительницей начальных классов у деревенских ребятишек. А вскоре, отработав положенный государством срок, вернулась домой, да не одна, а с молодым мужем, Владимиром.
Никто и знать о нем не знал, получился сюрприз. Валентина расстроилась, но Нина отрезала:
- Ой, мам, ну ты бы все равно в такую даль не поехала, да у нас и произошло все как-то быстро. Ну прости, было бы время – мы бы тебя позвали.
И, чмокнув мать в щеку, Нина пошла разбирать вещи.
Обосновались молодые в двух комнатах, а Валентина оказалась в третей, самой маленькой. «Мама, у нас все-таки будут дети, а тебе и одной комнаты хватит за глаза».
Дети действительно вскоре родились – мальчик и девочка, погодки. Славик и Маша. И конечно же, на Валентину легли основные обязанности, ведь Владимир много работал, да и Нина, будучи учительницей, была то в школе, то дома за тетрадками.
Читайте также: