Как бы мы ни опасались новомодного вируса, синдрома иммунодефицита, рака, необходимо признать одну простую вещь: все мы смертельно больны с самого рождения. Это генетическое заболевание передается, увы, по наследству и называется старением.
Итог нашей жизни сегодня ясен с момента самого первого крика младенца, и это – смерть. Мы свыклись с этим и стараемся не замечать, но наша психология никак не отменяет самого факта.
Уже после сорока лет организм начинает необратимо разрушаться. Сколько займет такое разрушение – зависит от здоровья особи, образа жизни, окружающей среды, но различие, обычно, составляет один-два десятка лет, а итог известен заранее.
К сорока годам человек только более-менее достигает возраста зрелости, начинает понимать что-то в своей жизни, накапливает достаточно знаний для дальнейшего развития. Каких высот мог бы он достичь! А на все про все у него остается пара десятков лет – дальше он неизбежно начинает терять память, способности к обучению, здоровье.
Если верна одна из двух основных теорий старения, и оно - результат эволюционных изменений, предназначенных улучшить выживаемость вида, то очевидно, что для нашего вида, наделенного разумом, оно является негативным фактором. Ведь, если разум дает нам преимущество в выживании, то именно наиболее разумные и опытные особи должны жить дольше и давать больше потомства.
Другая теория говорит о том, что старение, грубо говоря – проигрыш организма в борьбе с окружающей средой. Тоже час от часу не легче.
Так или иначе, но человеку почему-то не нравится умирать. И было бы странно, если бы он не попытался искать способы продления жизни в эпоху своего технологического развития.
Ведь очень долгая жизнь, или даже бессмертие – не являются чем-то принципиально невозможным. Некоторые виды животных могут жить столетиями, а гидра, например – вовсе бессмертна. Понятия «предельный срок жизни» в природе, в принципе, не существует.
Если отбросить в сторону методы, до которых технологический потенциал человечества еще не дорос, вроде переноса сознания, разморозки-заморозки и т.д. то основными перспективными методами являются медикаментозные методы, стволовые клетки, генные мутации, переливание крови, клонирование и замена органов.
Про «химию» - существует порядка 250 наименований веществ которые, как считается, могут снижать симптомы старости или продлять жизнь. Многие из них известны очень давно, вроде популярного лекарства от диабета и лишнего веса, но абсолютно все имеют противопоказания и очень немногие дают научно подтвержденный эффект.
Переливание крови молодого организма в организм пожилого – метод еще средневековых лекарей. Однако оно недавно получило современную реинкарнацию в исследованиях на мышах – объединялся кровоток молодой и старой мыши, после чего старая мышь начинала вести себя активнее, а молодая наоборот, будто старела. Были опубликованы статьи в серьезных журналах, была информация, что таким методом пользовался кое-кто из старых «богатых буратин». Однако серьезных подтверждений, что переливание молодой крови оказывает какое-то влияние на продолжительность жизни – нет. А вот рисков – очень даже много.
Стволовые клетки – это собственно «неопределившиеся» клетки самого организма, способные превратиться в клетки любой из тканей организма. Знают о них уже довольно давно – еще в 70-х годах прошлого века высокопоставленных стариков пытались омолодить с помощью этого метода. Считается, что взятые у самого стареющего организма стволовые клетки, искусственно размноженные и введенные обратно, могут омолаживать организм. Но медики предупреждают, что метод очень опасен. Говорят, будто серьезные проблемы с лицом у одного из бывших президентов и случаи онкологии у многих звезд – результат именно этого метода.
Клонирование для замены поврежденных тканей – это скорей не об омоложении, а об излечении каких-то заболеваний. В принципе современным специалистам технология понятна, но по этическим соображениям, как сообщает Википедия, «нигде в мире не применяется в медицинской практике». Хотя, какие этические соображения могут остановить какого-нибудь миллиардера под угрозой собственной смерти – непонятно.
Самое интересное, на мой взгляд – «генная терапия». В 2015 году исследователь Элизабет Пэрриш (не путать с актрисой) сделала себе в Колумбии (на неподконтрольной американскому законодательству территории) несколько инъекций генномодифицированного вируса, который должен был доставить в её клетки 2 различные генные терапии: ген теломеразы и ген фоллистатина. Насколько я понимаю, это должно позволить удлинить теломеры в клетках Лиз. То есть «вернуть» её в биологическом смысле на несколько лет назад. Опыты на мышах позволяют предположить удлинение жизни на 20-25%. Пока что Лиз жива, здорова, чувствует себя прекрасно и называет себя первым ГМО человеком.
Хочется отметить одну мысль, о которой мы поговорим еще позже: обладание технологией продления жизни даст совершенно невообразимые преимущества своему владельцу. Поэтому едва ли все исследования в этой области доступны широкой публике. Мы можем только догадываться о том, что происходит в частных лабораториях, раз уж люди, располагающие средствами сравнимыми с бюджетами целых стран, знают, что цель бессмертия в принципе достижима. А то, что она достижима – мы видим на примере упомянутых исследований.