Найти тему
Culturology (Oksana)

Прослеживание развития особого интереса к изображению портретного сходства в искусстве Северной Европы (XV)

Когда мы говорим о Возрождении, то первое что мы вспоминаем – это лица. Лица крупным планом, высветленные, красивые, иногда не правильные, значительные. Эти лица непохожие друг на друга, очень индивидуальные и таинственные. Но с чем же все таки связан такой интерес к портретному сходству и почему это вылилось лишь в эпоху Возрождения? 

Есть одно предположение, что в основе лежит открытие личности в этот период, осознание ее достоинства, ценности и возможностей. Связывают это с трактатом Пико делла Мирандола «О достоинстве человека».

На мой взгляд, здесь огромную роль играют процессы, которые проходили в этот период. Период Возрождения во многом характеризуется появлением буржуазии. Так же в это время бурного творческого подъема, люди отходили от церковной схоластики и желали познать этот мир. К тому же, этот период не просто так назван Возрождением – деятели стремились оттолкнуться от средневекового (одинакового) искусства и принципов, именуя все это варварским.

Северное Возрождение в отличие от Итальянского не сделало заметный скачок от культуры средневековья, а вырастало из готики. Главное свое отражение оно нашло в миниатюрной живописи. С буржуазией, на смену церкви, в качестве главного заказчика произведений пришли светские меценаты. Миниатюры отличались почти фотографическим реализмом. Изначально, из-за роста интереса к природному миру, этот реализм выражался в пейзажной живописи. Золотой фон сменялся реалистичными ландшафтами. Постепенно точность распространилась и на изображения человеческого тела. Затем это все было унаследовано от миниатюры большой живописью XV в., начатой Яном ван Эйком. (Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён).

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. При этом вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях.

Ян ван Эйк был выдающимся портретистом. В парном портрете супругов Арнольфини изображение людей, одетых по тогдашней моде, в комнате с люстрой, балдахином, зеркалом и комнатной собачкой наполнено каким-то таинством. Все вещи имеют символический смысл намекая на святость супругов и богатстве их дома. Сам Арнольфини был бюргером и меценатом, человеком третьего сословия, одержавший экономическую и политическую победу, потомок средневековых крепостных, переселившихся в города. Ему не свойственны размах и многосторонность итальянцев, но и в узких масштабах не чуждо особого рода скромное величие.

 Такие люди желали, чтоб их знали, ведь это бюргеры создавали города, они отстаивали их свободу от феодалов, и им еще предстояло отстаивать ее от чужеземных монархов и католической церкви. Они хотели видеть на портрете сходство с собой, чтобы люди из далека созерцали на этом портрете именно их, а не просто картину титулованного богача.

Арнольфини был итальянцем, жившим в Нидерландах; если бы его писал его соотечественник, портрет, явно, бы оказался иным по духу. Конечно, глубокий интерес к личности, к облику и характеру сближает художников итальянского и Северного Возрождения. Но у нидерландцев нет ощущения титанизма и всемогущества личности, ведь ее ценность в бюргерской добропорядочности, в качествах, среди которых смирение и благочестие, сознание своей малости перед лицом мироздания, но и достоинство личности не занимает последнее место и другими качествами даже подчеркивается.

В Нидерландах работали многие прекрасные живописцы: Дирк Боутс, Мемлинг, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Геертген тот Синт Янс. Их художественные индивидуальности отчетливо различимы, но не с той степенью выраженности индивидуального стиля, как это можно наблюдать у итальянцев. Их излюбленными сюжетами являлись Рождество и Поклонения младенцу.

В «Поклонении пастухов» Гуго ван дер Гуса маленький Иисус очень похож на остальных детей он тощий и жалкий, как всякое новорожденное дитя. Окружающие смотрят на него с умилением, мадонна тиха и не поднимает взгляда, но чувствуется полнота скромной гордости материнства. Пейзаж Нидерландов, широк и холмист, запомненный извилистыми дорогами, башнями, мостами и между ними пробиваются деревья. Заметна готическая условность форм и даже некоторая жесткость. Лица пастухов характерны и некрасивы, как и ангелов – это было и в произведениях готики.

Гуго ван дер Гус избегал излишней экспрессивности в изображении жестикуляции и мимики при этом, он демонстрирует поразительное умение передавать человеческие эмоции. Это очень сильно передано в картине «Оплакивание Христа». Изобразив близких Христу людей он стремиться показать их объединенным чувством безграничной печали. Мужественно держится Никодим, благоговейно к Христу склонилась его мать – Мария, Иоанн поддерживает ее, Магдалина выглядит очень напряженной. На заднем плане две женщины (святые жены) одна вытирает слезы, а другая целует гвоздь вынутый из раны Христа. Картина наполнена драматизмом и напряженностью.

Совсем другое ощущение когда мы смотрим на картину Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука рисующий Мадонну». Люди и предметы словно застыли в торжестве и серьезности. Первое на что стоит обратить внимание – это лицо и руки Луки, его лицо передает бережность и трепетность всех нидерландских живописцев, ведь Св. Лука является их покровителем. Как и во всем Северном Возрождении мастерски переданы детали и складки главных персонажей. Нежно и тщательно написана панорама Нидерландов и чтобы узнать этот пейзаж особого труда не нужно.

Нидерландские художники редко изображают людей красивыми и с правильными фигурами, чем так же отличаются от представителей итальянского Возрождения. Что касается вещей, то отношение к вещественным деталям религиозно-почтительное: они носят в себе множество тайного смысла. Какую бы деталь вы не нашли в картине, можно не сомневаться, кроме прямого значения она имеет и тайный смысл. Предметов всегда очень много, заполняют все пространство, но при этом стеснения и недостатка в этом вы не почувствуете. Ведь большое количество вещей никак не влияет на качество: все они изображены с особой тщательностью, утонченностью, одухотворенностью и красотой.