Ищем Исилькуль в Обзорах Акмолинской области с 1881 по 1915 годы.
Подпишитесь на канал "Ретро-Исилькуль", чтобы не пропустить новые публикации об истории Исилькуля и Исилькульскго района.
«Расположенная между 450 и 550 с.ш. и 840 и 900 в.д., Акмолинская область занимает площадь 479.200 кв. верст (почти 513 тыс. км2) и имеет населения 733.759 душ… Область на севере граничит с Тобольской губернией, на востоке с Семипалатинской, на юге с Сыр-Дарьинской и на западе с Тургайской и Оренбургской областями.
По Высочайше утвержденному 25 марта 1891 года Степному Положению, Акмолинская область в административном отношении делится на пять уездов, а именно: три северных – Омский, Петропавловский и Кокчетавский и два южных – Атбасарский (ныне город Атбасар – районный центр в Акмолинской области, Казахстан) и Акмолинский, с соименными им городами, с резиденцией Областного Управления в г. Омске».
Так или примерно так начинаются интересные исторические документы «Обзоры Акмолинской области», издававшиеся как приложения к губернаторским отчетам с 1881 по 1915 годы. Сегодня их можно найти на сайте https://istmat.org. Объем представленных в них данных о природе, животном мире, этнографических особенностях, способах хозяйствования и аспектах социальной жизни описываемой территории настолько велик, что мог бы лечь (и наверняка лег) в основу не одного научного труда. Но газетная статья – не диссертация, и в многостраничных обзорах (более 100 страниц в каждом) меня, в первую очередь, интересовали упоминания об Исилькуле. А найти их было непросто. Во-первых, потому что написаны они по правилам дореволюционной грамматики с многочисленными «ерами» и «ятями». Во-вторых, потому что в мире, где Омск – всего лишь уездный город, станция Исиль-Куль и вовсе микроскопическая точка на карте. Кстати, написание названия новой железнодорожной станции на страницах Обзоров встречается в четырех вариантах: Исиль-Куль, Исиль-куль, Исилькуль и почему-то Исыль-Куль.
Форма Обзоров на протяжении десятилетий не меняется, меняются цифры и факты. А факты порой встречаются такие удивительные, что никак нельзя о них умолчать. Вот, например, из раздела «Фауна» (1915 год): «Из рода хищных в джунглях Балхаша встречаются тигры, в горах – рысь и всюду по области серый волк. В горах и лесах – лисица, а на сопках Кокчетавского уезда даже серый медведь». Широко представлен род грызунов, среди которых не только хорошо известные нам зайцы, сурки, мыши, хомяки, суслики, но и емуранчики, плоскохвосты, прыгунчики.
В первых Обзорах основная масса населения области делится на две этнические группы: русские (которые, в свою очередь, делятся на казаков и крестьян) и киргизы (или киргиз-кайсаки). В последних Обзорах даются таблицы, в которых представлен более широкий этнический состав, в них уже есть украинцы, белорусы, татары, поляки, евреи. Почему-то отдельной строкой выделены молдаване с прочерком в столбце численности. Описание жизнедеятельности представленных этнических групп достойно особой статьи. Наиболее подробно описаны быт и нравы кочевников киргиз-кайсаков – «остатков тюркско-монгольского племени, принадлежащих к так называемой «средней орде».
Число русских обитателей (крестьян) Акмолинской области растет год от года. В Обзоре за 1889 год читаем: «Переселенческая волна, разлившаяся в последние 6-8 лет по всей Сибири и захватившая отчасти Туркестанский край, не могла не коснуться Акмолинской области, лежащей как раз на большом южно-сибирском тракте (Оренбург – Петропавловск), по которому обыкновенно идут переселенцы из юго-восточной России».
В Обзорах подробнейше описаны способы хозяйствования, которые использует население (в том числе и «туземное»), особое внимание уделяется «киргизскому скотоводству». В разделе «Земледелие» отдельным пунктом выделен ныне забытый вид деятельности «луговодство». «Тучные луга по долинам двух главнейших рек, орошающих северную половину области, - по Ишиму и Иртышу и их притокам имеют для большинства казачьего и киргизского населения почти такое же значение, как пашни для крестьян, ибо для продовольствия многочисленных стад скота, содержимого казаками и киргизами, представляется необходимость заготовлять на зиму более или менее значительные запасы сена».
В разделе «Промышленность» анализируются практически все виды деятельности, которую ведет население, к «промышленности» отнесены и лесной промысел, и рыболовство, и табаководство. Удивительно, но в Обзорах практически не упоминается о таком важном для региона факторе, как строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. В Обзоре 1895 года в подразделе «Добыча золота» (основная часть приисков находилась в Кокчетавском уезде) говорится о том, что объем добычи падает из-за «общей истощенности» приисков и из-за того, что рабочие уходят на строительство железной дороги – класть шпалы и рельсы было выгоднее, чем добывать золото.
Сведения о строительстве железной дороге я искала в Обзорах в надежде найти первые упоминания о новой станции Исиль-Куль. Ее строительство, как мы знаем, началось 1983 году, первый поезд через нее прошел в 1894-м, а на карте железных дорог Российской империи станция появилась в 1895-м. Но в Обзорах за эти годы об Исиль-Куле ничего нет.
Название станции впервые фигурирует только в Обзоре за 1898 год: «Что касается экспорта скота, то местные скотопромышленники еще не привыкли к железной дороге и не усвоили себе всех условий перевозки, так как разрешение посадки скота на трех станциях: Омск, Исиль-куль и Петропавловск последовало только в 1896 году». В дальнейшем логистическое значение станции растет. В 1902 году со станции Исиль-куль «отправлено было разного скотоводческого сырья следующее количество»: мяса «скотскаго» - 29,992 пуд., «бараньяго» - 2,966 пуд.; кож конских – 13 213 шт., яловых – 11 086, овчин и козьих – 15 355 шт. С этого в каждом Обзоре указывается объем скотоводческого сырья, отправленного с нашей станции. И, поскольку станция заняла важное место на «скотопрогонном тракте», в 1900 году здесь учреждена должность ветеринара (упоминается об этом в Обзоре 1905 года).
Как порой и нынешние исилькульцы, в начале ХХ века переселенцы из западных губерний испытывали острую нехватку питьевой воды. Эта проблема обозначается в Обзорах из года в год. А в обзоре 1905 года как положительный пример описывается вот такое «ноу-хау»: «Колонизация некоторых местностей Степного края, как известно, значительно затрудняется отсутствием хорошей питьевой воды. В виду этого небезынтересно познакомиться с тем остроумным способом, каким немцы колонии Удачная (близ ст. Исыль-Куль) обеспечивают себя большими запасами воды. После многих неудачных попыток, выразившихся в рытье колодцев, немцы прибегли к следующему способу. Воспользовавшись условиями местности, они спустили весеннюю воду в низины, окруженные плотной и высокой дамбой, и образовали таким образом искусственные озера. Местами же, где не было низин, они нарыли глубиной до 1 сажени и шириной до пяти саженей длинные логовины, вместимостью приблизительно до 2-3 миллионов ведер, которые также наполняли снеговой водой. С этой целью немцы с осени устраивают над канавами щиты, благодаря которым степные ветры наносят сюда в течение зимы целые горы снега… Для предупреждения скорого высыхания канавы и запруды окаймляют древесными насаждениями».
В 1905 году Исиль-Куль впервые упоминается в разделе «Народное просвещение». И снова как положительный пример. Здесь в церковно-приходской школе «велись воскресные чтения священниками, диаконами, учителями и учительницами, причем чтения сопровождались световыми картинами при помощи фонаря, или же прерывались хоровым пением духовных и патриотических пьес».
В 1912 году Исиль-Куль назван в числе главных торговых пунктов крупнейших железнодорожных станций Акмолинской области (наряду с Петропавловском, Омском и Акмолинском), грузооборот станции составляет 3 931 518 пудов (64398,26 тонны).
Из года в год Исиль-Куль обойден вниманием в разделе «Народное здравие». В Обзоре за 1912 год упоминаются Полтавская и Павлоградская переселенческие больницы, а в Исиль-Куле такой, видимо, нет. Зато на средства благотворительной помощи Омского отдела Московского общества сельского хозяйства (собрано 10 196 руб. 9 коп.) при ст. Исилькуль-Куль и в г. Омске содержатся бесплатные столовые, а также приобретается рабочий скот и семенной хлеб для крестьян, пострадавших от неурожая («качеством семян крестьяне остались довольны»).
1915 год. Россия уже год как втянута в первую мировую войну. А в Обзорах Акмолинской области появляется новый раздел: «Переселенческое дело и беженцы». «В это время приток беженцев достиг своей кульминационной точки, в день начало прибывать в среднем до 4000 тыс. человек, и на ст. Омск начало скопляться по несколько поездов с беженцами», - сообщается в Обзоре. Посильную лепту в прием и размещение бегущих от войны людей вносит и Исиль-Куль: «В выселке Павловском при ст. Исиль-Куль была оборудована в здании менонитской общины больница на 25 кроватей».
В этом же году в Обзоре впервые упоминается о том, что со станции вывозится не только скот и скотоводческая продукция, но и «зерно разных хлебов». Со ст. Исиль-Куль отправлено 1 748 547 пудов пшеницы, 29 107 пудов ржи, 21 500 – овса. При станции Исилькуль (так написано название в оригинале) производится ссыпка зерна в возврат ссуд, выданных в прежние неурожайные годы.
Не поручусь, что в огромном массиве данных не пропустила ни одного упоминания о нашем будущем городе. И, честно говоря, очень хочется внимательно перечитать и проанализировать отдельные параграфы обзоров, посвященным, например, этническим особенностям населения того времени, способам, которыми наши земляки более 100 лет назад преодолевали природные и бытовые трудности, подробнее изучить «народное здравие» того времени, «общественное благоустройство и благочиние» и даже «народную нравственность». И, конечно, поделиться своими наблюдениями и выводами с читателями нашей газеты.